Секуляризация

Секуляриза́ция

(франц. sécularisation, от позднелат. saecularis — мирской, светский)

1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. В раннем средневековье С. в значительной мере носила характер перераспределения государством земельной собственности, передачи части земель от церковных феодалов светским (главным образом военно-служилому слою). Широкая С. была проведена в 1-й половине 8 в. во Франкском государстве Карлом Мартеллом, раздававшим конфискованные церковные земли в качестве бенефиция (См. Бенефиций) военно-служилой знати. В Византии С. проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими Иконоборчество. В период образования централизованных национальных государств С. являлась одним из способов освобождения королевской власти от церковной опеки и укрепления государственных финансов за счёт доходов духовенства (например, путём конфискации имущества ордена тамплиеров в начале 14 в.). Церковное землевладение, консервировавшее наиболее отсталые феодальные порядки, являлось помехой в развитии капиталистического уклада. Особенно большого размаха С. достигла в 16 в. в связи с Реформацией (См. Реформация). Требование С., выдвигавшееся уже реформаторами 14—15 вв. Дж. Уиклифом, Я. Гусом, а в 16 в. М. Лютером и др., встретило поддержку со стороны части светских феодалов и государей, стремившихся использовать С. в своих интересах. После подавления Крестьянской войны 1524—26 С. провели присоединившиеся к Реформации немецкие князья. Вестфальский мир 1648 санкционировал С., произведённую до 1624. В широком масштабе С. сопровождала распространение цвинглианства и кальвинизма в швейцарских кантонах. В ходе Нидерландской буржуазной революции 16 в. секуляризованные церковные земли переходили главным образом в руки буржуазии. Реформация в Англии также сопровождалась С. монастырских имуществ (1536—39); в результате распродажи секуляризованные королевской властью земли перешли во владение буржуазии и Джентри. С. ускорила процесс экспроприации английских крестьян и способствовала процессу т. н. первоначального накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1973, с. 725—73). С. являлась существенным элементом аграрных преобразований периода Английской буржуазной революции 17 в. (ордонансы 1646 об уничтожении архиепископств и епископств, С. и распродажа их земель). Во 2-й половине 18 в. С. являлась важным элементом политики т. н. просвещённого абсолютизма (например, С., проведённая в Австрии Иосифом II, в Португалии — Помбалом). Сокрушительный удар феодальной собственности церкви во Франции нанесла Великая французская революция: декретом от 2 ноября 1789 церковно-монастырские земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значительной мере попали в руки буржуазии. После Люневильского мира 1801 (См. Люневильский мир 1801) Наполеон Бонапарт разрешил своим союзникам из немецких князей секуляризовать церковные княжества. С. проводилась также в период объединения Италии (в 1855, 1866, ликвидация Папской области в 1870). Во Франции декретами 1901, 1904, 1905 были уничтожены вновь возникшие в 19 в. религиозные ордена и конгрегации, церковное имущество передавалось государству. С. способствовала укреплению капитализма и буржуазного государства, в целом имела прогрессивное значение. С. осуществлялась в разное время и в некоторых государствах Востока и Латинской Америки. Народные массы никакой материальной выгоды от С. не получали. Впервые в интересах народа С. была проведена лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда церковное имущество в России декретом 1917 было объявлено всенародным достоянием. В зарубежных социалистических странах крупное церковное землевладение было ликвидировано в ходе аграрных преобразований после 2-й мировой войны 1939—45 (см. в ст. Монастыри).

Б. Я. Рамм.

Секуляризация в России. С образованием Русского централизованного государства (См. Русское централизованное государство) в конце 15 в. правительство Ивана III пыталось ограничить церковное землевладение. Впервые вопрос о С. был поставлен на церковном соборе 1503. Однако, нуждаясь в поддержке церкви для борьбы с феодальной раздробленностью и ересями в России (См. Ереси в России), правительство было вынуждено временно отказаться от С. (см. Нестяжатели, Иосифляне). Добившись внутриполитической стабилизации, правительство во 2-й половине 16—17 вв. сделало новые шаги по ограничению церковного землевладения. В 1551, 1580—84 были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретение земель, и т. д. Соборным уложением 1649 (См. Соборное уложение 1649) правительство запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли и в 1649—52 конфисковало городские слободы и дворы церкви. Однако правительственная политика не была последовательной, поэтому во 2-й половине 17 в. церковное землевладение росло (пожалования, в том числе царей, дары, мена и т. п.). По сравнению с 1653—54 число крестьянских дворов в церковных владениях увеличилось к началу 18 в. примерно на 1/3. Монастырские крестьяне составляли в это время почти 1/5 всех крестьян России.

Правительство Петра I провело в начале 18 в. временную и частичную С. Все владения монастырей были разделены на «определённые вотчины « (с них доход шёл на содержание монастыря) и «заопределённые», отдававшие доходы государству. С созданием Синода (что закрепило подчинение церкви императору) большинство вотчин было возвращено монастырям, однако часть своих доходов они должны были передавать в казну. Во 2-й четверти 18 в. русская православная церковь добилась некоторого усиления своих экономических и политических позиций. Хищническая эксплуатация крестьян духовенством способствовала их разорению, вызывала не прекращавшиеся волнения: к началу 60-х гг. 18 в. волнениями было охвачено около 100 тыс. человек. Чтобы ослабить борьбу монастырских крестьян, а также пополнить государственную казну, правительство в 1757 приказало создать специальную комиссию по проведению С. и решило передать управление монастырскими и церковными вотчинами офицерам. Сопротивление духовенства на время задержало проведение этой меры. Новые крестьянские волнения привели к тому, что в 1762 правительство Петра III опубликовало подготовленный при Елизавете Петровне указ о проведении С. Возмущение духовенства и борьба придворных группировок за власть заставили Екатерину II на время (до 1764) приостановить проведение С. В 1786 С. была распространена и на территорию Украины. Около 1 млн. душ мужского пола монастырских крестьян России (без Украины и Прибалтики) перешли в казну и стали называться экономическими крестьянами (См. Экономические крестьяне).

В 1841—43 С. была проведена и в западных губерниях Российской империи. С., направленная на ликвидацию церковно-феодальной собственности, имела прогрессивное значение. Однако в дореволюционной России она проводилась не до конца и не полностью. Лишь в результате Великой Октябрьской социалистической революции С. была завершена окончательно. Декретом о земле 1917 все церковные и монастырские земли, остававшиеся после С. в собственности духовенства (около 3 млн. десятин), конфисковывались. Декретом от 20 января (2 февраля) 1918 церковь отделялась от государства и в её распоряжении оставались лишь здания, предназначенные для отправления богослужения.

Лит.: Церковь в истории России (IX в. — 1917). Сб. ст., М., 1967.

С. М. Троицкий.

2) В Западной Европе — переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, который влечёт за собой освобождение от церковной должности и утрату соответствующих прав.

3) С. называют также освобождение культуры, индивидуального сознания, науки от церковной опеки, церковного духовного влияния, религиозные мировоззрения.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. секуляризация — -и, ж. 1. Обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация монастырских земель. Секуляризация церковного имущества. 2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. Малый академический словарь
  2. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum – человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; мирское состояние) – обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскому... Новая философская энциклопедия
  3. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saecula-ris — лшрской, светский) — англ. secularization; нем. Sakularisierung. 1. Изъятие ч.-л. (собственность, право, суд) из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. Социологический словарь
  4. секуляризация — Секуляр/из/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. секуляризация — орф. секуляризация, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. секуляризация — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ и, ж. sécularisation f. <�лат. secularis светский. 1. Обращение церковной собственности в собственность светскую. БАС-1. Секуларизация или секуларизование. Ян. 1806. Словарь галлицизмов русского языка
  7. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — 1. (франц. sécularisation, от лат. saecularis, здесь — мирской, светский) — 1) Обращение гос-вом церк. собственности (преим. земли) в светскую. В таком смысле термин "С. Советская историческая энциклопедия
  8. секуляризация — (от позднелат. saecularis — мирской, светский) — обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. широко проводилась в европе во время реформации (XV1-XV1i вв.). в России произведена в XVi... Большой юридический словарь
  9. секуляризация — СЕКУЛЯРИЗ’АЦИЯ, секуляризации, мн. нет, ·жен. (от ·лат. secularis — светский) (·книж. ). 1. Изъятие чего-нибудь из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., юр.). Секуляризация школьного преподавания. Толковый словарь Ушакова
  10. секуляризация — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ -и; ж. [от лат. saecularis — светский] 1. Обращение государством церковной собственности в светскую (преимущественно о земле). С. монастырских земель. С. церковного имущества. 2. Изъятие чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  11. секуляризация — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ж. лат. обращенье церковных и монастырских имуществ в светское владенье; || замещенье духовного лица, звания или места светским. Толковый словарь Даля
  12. Секуляризация — (лат. saecularis – мирской, светский) – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. Начиная с эпохи нового времени происходила секуляризация науки, искусства, морали, образования и т.д. Словарь по культурологии
  13. Секуляризация — От позднелатинского saecularis — мирской, светский — первоначально отторжение или передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение; с конца... Краткий религиозный словарь
  14. секуляризация — Секуляризации, мн. нет, ж. [от латин. secularis – светский] (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). Секуляризация школьного преподавания. Большой словарь иностранных слов
  15. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saecularis — мирской, светский) ,1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. 2) В Зап. Большой энциклопедический словарь
  16. секуляризация — секуляризация ж. 1. Обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую. 2. Изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. 3. перен. Толковый словарь Ефремовой
  17. Секуляризация — В средние века лат. слово "Saeculum" (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis — мирской, светский и т. п. Словом... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона