ВЗДОР

ВЗДОР

Слово вздор в современном русском языке обозначает `пустяки, пустые слова, нелепость, бессмыслица'. Оно является синонимом слов гиль, чепуха, чушь. Старые академические словари и словарь Даля подчеркивают, что современное значение этого слова развилось из более первоначального `ссора, брань, споры, перекоры' (см. сл. 1867—1868, 1, с. 250; сл. Даля 1863, 1, с. 198). Даль отмечает, что в этом старом значении и в производном от него `пустые, вздорные слова, нелепости' раньше была употребительна и форма мн. числа — вздоры. Ср., например, у Н. И. Греча (цитируется у Пушкина в статье Ф. Косичкина «Торжество дружбы»): «Николай Иванович доказал неоспоримо.., что Фаддей Бенедиктович живет в своей деревне близ Дерпта, и просил его (Николая Ивановича) не посылать к нему вздоров». Очевидно, здесь вздоры — это `бранчивые критики, вздорные пустые нелепости' и т. п. Форма же единственного числа сначала выражала действие (ср. раздор, задор), но могла обозначать и результат этого действия. Ср. у Даля присловье: «одна рюмка на здоровье, другая на веселье, третья на вздор». Это значение — `брань, ссора, перекоры' — согласуется со значениями ближайше родственных производных слов — вздорить (ср. «говори да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь», вздорный (см. также в сл. Даля: вздорливый).

Однако и в глаголе вздорить и в существительном вздор само значение `перекоряться, придираться, ссориться' не могло быть исконным. Ср. придираться и придирка, цепляться и прицепка (ср. старинное цепка в значении `привязка, придирка, задержка') (сл. 1867—1868, 4, с. 890). Ср. привязываться и старое привязка. Например, в письме А. И. Тургенева к К. Я. Булгакову от 21/9 ноября 1804 г.: «во всяком городе делают нам прицепки, все почитают за каких-то шпионов»; тут же рука А. С. Кайсарова: «Александр мой боится здешней аккуратности, или, лучше, здешних привязок, а я смеюсь им» (Тургенев, Письма, с. 44).

Еще в русском литературном языке XVIII в. слово вздор имело более конкретное значение. Так, в Новиковском «Живописце» (1772, л. 4) в речи щеголихи: «Ты вечно посадил себе в голову вздор, как тебе не удивляться!» (Русск. сатирич. журн. XVIII в., с. 168). В письме щеголихи к «Живописцу»: «Я приехала в Петербург, подвинулась в свет, разняла глаза и выкинула весь тот из головы вздор, который посадили мне мои родители» (там же, с. 175). Там же в «Опыте модного словаря щегольского наречия» (л. 10): «Беспримерное маханье! Он посадил себе в голову вздор, а у нее вечный в голове беспорядок» (там же, с. 181).

В. И. Чернышев о первоначальном значении слова вздор писал в своей статье «Темные слова в русском языке»28: «Часть слов литературного языка этимологически затемнилась вследствие утраты первоначальных наглядных значений. Последние открываются нам путем изучения истории и диалектов языка... Слово вздор с конкретным значением `сор' (собственно `то, что разорвано, оторвано') мы находим в сочинении Ф. Эмина «Непостоянная фортуна, или похождения Мирамонда» (М., 1781, ч. 1, с. 104): «В Египте народ гораздо нечист, и всякой вздор на улицу бросают». Очевидно, вздор здесь значит: `то, что взодрано, надрано, отодрано'. Ср.: «Первоначальное значение слова задор (раздражение) объясняется из выражения плотников: строгать в задор — строгать дерево или доски по направлению от вершины к комлю, причем дерево задирается» (там же). В «Записках» Н.  С.  Ильинского (род. 1759): «... я решился на крыльце устроить такую же колокольню. Из чего она состояла? Из разбитых бутылок, разных черепков, гвоздей, пуговиц и всякого звенящего вздора» (Русск. архив, 1879, с. 383—384).

Еще в словаре Грота — Шахматова отмечено употребление глагола вздирать в значении `драть, подымать с поверхности'. «Ветер вздираетснег».

Ср. иное употребление в «Гистории о Петре I...» Б. И. Куракина (1682—1695): «Д.  Т.  Долгорукий... больше не имел шуток никаких, токмо вздор говаривал и зла никому не капабель [ср. франц. capable] был сделать» (Русск. старина, 1890, с. 255). У Крылова:

И дело выводя и вздоры,

Бумаги исписали горы...

(Водолазы)

В переписке Булгаковых (10—30-е гг. XIX в.): «Он вздор врет и вздоры пишет» (Русск. архив, 1901, № 1, с. 468). В письме В.  П. Боткина И. И. Панаеву (от 8 марта 1857 г.): «ты, пожалуйста, передай Григоровичу, что я нисколько не думаю обо всех этих вздорах...» (Тургенев и «Современник», с. 404).

В составе выражений: Ну, право, порют вздор (Крылов. Свинья); Да полно вздор молоть (Грибоедов. Горе от ума); у Дельвига в стихотворении «Отставной солдат»: Вздор мелешь, малый. Уши вянут. Полно! У Марлинского в повести «Аммалат-Бек» встречалось даже такое выражение: «Мне некогда точить с тобою вздоры».

Статья ранее не публиковалась. Сохранялась авторская рукопись на 6 пожелтевших листках разного формата, без нумерации. В архиве есть также 2 рукописных листка, неодинаковых по формату и качеству бумаги. На одном из них выписан следующий текст: «По словам В. И.  Шерцля, ”весьма типичным примером обилия выражений для одного и того же понятия служат слова, обозначающие вздор. Ни в одном европейском языке нет даже половины тех слов, которые в русском обозначают это понятие; ср. вздор, бессмыслица, небылица, дичь, чепуха, чуха,чушь, ахинея, гирунда,бред, гиль, ералаш, бестолочь,бестолковщина,нелепиц а, нескладица, ерунда, галиматья, бредня, фанаберия, хинь; к этому следует прибавить диалектические слова: нисенитница, пермск. нетунáвина, олон. пучуха, пск. тверск. тарорусы,турусы, тамб. пенз. алалá,алалýя,барабошь, тверск. коледа, ряз. тамб. мемеля, арх. харутья, оренб. шурдабурда, волог. белиберда, влад. яросл. калыбалы,балы, балясы“ (Шерцль  В. О конкретности в языках // Фил. зап., 1884, вып. 4—5, с. 25—26)».

На другом листке: «Проф. Р. Ф. Брандт заметил: ”Нужно ли заимствовать латинский абсурд, когда имеется уже целая куча однозначущих слов: нелепость, нелепица, бессмыслица, чепуха, чушь, гиль, ерунда, бестолочь, сумбур, ахинея, околесная, белиберда, ермолафия? (некоторые из этих слов тоже не коренные русские, но уже обрусевшие)“ (Брандт Р.  Ф. Несколько замечаний об употреблении иностранных слов // Изв. ист.-фил. ин-та кн. Безбородко в Нежине. Т. 8, 1883—1884, с. 6)».

Среди архивных материалов есть также карточка с выпиской В. В. Виноградова из отчета Д.  К.  Зеленина о диалектологической поездке в Вятскую губернию (сб. ОРЯС, т. 76, № 2, СПб., 1904, с. 99); «Недунаина (Зелен.; Сарап. у.). Одно слово с нетунáвина (Опыт: перм. `вздор'); можно думать о применении к Дунай. За финское происхождение слова высказался Шёгрен (Материалы для объяснительного и сравнительного словаря, т. 1, с. 164)». — Е.X.

28 См. сб. «XLV академику Н.  Я. Марру [Академия наук СССР ]». М.; Л., 1935. С. 400.

ПОЕХАЛИ АНДРОНЫ

ПОЕХАЛИ АНДРОНЫ

У Гоголя в «Мертвых душах» о той чуши, которая заварилась по поводу чичиковских мертвых душ, говорится: «Какая же причина в мертвых душах? даже и причины нет. Это, выходит, просто: Андроныедут, чепуха, белиберда, сапоги всмятку!» (т. 1, гл. 9).

Если обратиться к словарю В. И. Даля, то там можно найти и слово андрон и выражение андроныедут, но не в том значении, как у Гоголя. У Даля отмечено: «Андрон м. шест, жердь; // совок, плица, черпак, напр. на свеклосахарных заводах. Подпускать андрона ряз. врать, лгать, хвастать. Андроныедут тул. говорится, коли кто некстати важничает и дуется. Андронытолстогубые, то же. // В Камч. андроны, ожоги, две палки, замест кочерги и щипцов, для ухода за очагом в юрте, кибитке; ими выносятся головни, когда юрта кутается» (сл. Даля 1903, 1, с. 43). Это последнее значение заимствовано Далем из «Опыта областного великорусского словаря», в котором указаны «андроны... Палки для выбрасывания из юрты головней» (Опыт обл. влкр. сл., с. 2). Очевидно, что для понимания гоголевского текста важнее всего областное выражение подпускать андрона в значении `врать, лгать'. Здесь андрон (или андроны) является синонимом слов балясы, балы, лясы (ср. выражение подпускать балы). Еще проф. П. П. Дубровским было указано, что «в польском также есть слово: androny, но оно значит: `болтовня, сказка, вздор'»297. Ср. в «Новом карманном польско-русском и русско-польском словаре» проф. Иоанна Адолфа Эрдманна Шмида (Лейпциг, 1845): «androny, όw, pl. `болтание, вздор'» (с. 5).

Между тем и акад. Я. К. Грот связывает фразеологическое сочетание андроны едут с областным значением слова андроны — `одноколка с жердями, которые сзади тащатся, для возки снопов или сена'. Но какая это связь, каков был смысловой переход, конкретно не указывается. Просто приводятся два переносных выражения: «*Подпускать андроны, врать, хвастать. Андроны едут, говорится, когда кто некстати важничает и надувается» (сл. Грота—Шахматова 1891, т. 1, вып. 1, с. 46). Понятно, что и Михельсон уже вполне конкретизирует намеки Даля и Грота на связь выражения андроны едут с областным словом андроны в значении `повозка с жердями'. Андроны едут «говорится, когда хвастун несет чушь..., некстати важничает и трещит о себе; намек на с треском едущие андроны-повозку с жердями, которые тащатся концами по земле» (Русск. мысль и речь, 1903, 1, с. 20).

Ср. у Д. Н. Мамина-Сибиряка в романе «Горное гнездо»: «А Раиса Павловна что-нибудь устроит, — говорил кто-то. — Дайте срок, только бы ей увидаться с Прейном. — Ну, это еще Андроны едут, сомневался Майзель». У А. И. Левитова в рассказе «Сладкое житье»: «—Ш-што? — Ничего! Мимо, примером, андроны с позвонками проехали, за язык колесом зацепили. Вот што» (Левитов, 1, с. 103). Ср. у Я. К. Грота в «Дополнениях и заметках к словарю Даля»: «Ондрец (сев.). Двуколесная телега с пяльцами, употребляемая для уборки хлеба и сена» (Грот, Доп. к сл. Даля, с. 100).

М.  Горький в статье о Н. Е. Каронине-Петропавловском рассказывает: «Я видел у него книги Спенсера, Вундта, Гартмана в изложении Козлова и ”О свободе воли“ Шопенгауэра; придя к нему на другой день, я и начал с того, что попросил дать мне одну из этих книг, которая ”попроще“.

В ответ мне он сделал комически дикое лицо, растрепал себе бороду и сказал:— Поехали Андроны на немазанных колесах! А потом стал отечески убеждать: — Ну, зачем вам? Это после, на досуге почитаете» (Каронин, с. 21).

Любопытно, что собственное имя Андрон получает значение враля-фанфарона. Например, в «Метаморфозах» Н. Макарова (составителя русско-французского словаря):

Любил Андрон и всласть попить,

Порой стаканы перебить,

Приврать, прилгать и пулю слить.

Таким образом, для исследователя значений слова тут завязан клубок конкретных историко-семантических вопросов. Но этимолог М.  Р. Фасмер проходит мимо них, удовольствовавшись таким сообщением: «Андрон sm. nomen proprium. (`νδπων c 'Aνδρώνιος) (Р. 89). Откуда: андронъ sm. 1) шест, жердь; 2) совок, черпак; 3) две палки, заместо кочерги и щипцов, для ухода за очагом в юрте. Даль IV 43». После этого идет объяснительное примечание: «Переход значения здесь во всяком случае комбинаторный», т.  е. основанный на созвучии (Фасмер, Греко-слав. этюды, с. 31). Ф.  Е.  Корш писал по поводу фасмеровского сопоставления выражения андроны едут

(в значении `бессмыслицы') с собственным именем Андрон, греч. 'νδρων: «К собственным именам, принявшим значение нарицательных (ср. Агафон [простофиля], прибавь Фефёла = Феофила Θεοφίλη, Фóфан = Θеофан Θεοφάνης, ... Фалaлей= Θαλαλαĩος и Елуфим из неверно прочитанного Еуфим=Евфимий Εφημιος (ср. Елистрат = ЕвстратийЕοτράτιος— все в смысле глупого, недогадливого, ненаходчивого человека)»298.

Точно так же Фетю́к = Θеотих Θε?τυχος (14 декабря), быть может, в живой устной передаче299.

В словаре Памвы Берынды: «Андрон— месце, где мужеве мешкают и беседы свои мевают» (Сахаров, 1885, 2, с. 14).

Статья ранее не публиковалась.

В материалах имеется рукопись— 7 пронумерованных листков разного формата, а также перепечатанный с нее машинописный текст на трех страницах, которые пронумерованы чернилами. На отдельной карточке выписана из Словаря Я. Грота словарная статья андроны, которая была препарирована В. В. Виноградовым. В папке с рукописью находится еще одна карточка (запись не рукой В. В. Виноградова). На ней содержится рассуждение о значении имени собственного Андрон. Это рассуждение имеется в рукописном тексте. Печатается по рукописи с внесением некоторых необходимых поправок и уточнений. — Е.  Х.

297 Дубровский П. П. Областные великорусские слова, сходные с польскими (Прибавления к 5-му выпуску 1 тома) // Изв. 2-го отд. Имп. АН. 1852. С. 1.

298 Корш Ф.  Е. Отзыв о сочинении М. Р. Фасмера Греко-славянские этюды, СПб., 1912. С. 570.

299 Там же, С. 568.

Источник: История слов. В.В. Виноградов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. вздор — -а, м. Что-л. несерьезное; ерунда, чепуха. Молоть вздор. Нести вздор. □ [Осип:] Хозяин сказал, что больше не даст обедать. [Хлестаков:] Как он смеет не дать? Вот еще вздор! Гоголь, Ревизор. [Тузенбах:] Такой вы вздор говорите, надоело вас слушать. Малый академический словарь
  2. вздор — орф. вздор, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. вздор — • совершенный ~ • сущий ~ • чистый ~ Словарь русской идиоматики
  4. вздор — Дичь, дребедень, ахинея, чушь, галиматья, чепуха, пустяки, белиберда, абсурд ср. !! нелепость см. >> ложь, нелепость см. также -> городить вздор, молоть вздор Словарь синонимов Абрамова
  5. вздор — Вздор/. Морфемно-орфографический словарь
  6. вздор — Искон. Образовано (с перегласовкой) от вздирать преф. производного к дирать, являющегося многократным глаголом от драть. Первоначальное значение — «то, что содрано при очистке дерева от коры; стружки, хлам, отбросы»... Этимологический словарь Шанского
  7. вздор — Настоящий, натуральный, невинный, очевидный, пустой, пустопорожний, совершенный, сплошной, стопроцентный, сущий, чистый, явный. Словарь эпитетов русского языка
  8. вздор — ВЗДОР -а; м. Разг. То, что не заслуживает внимания; ерунда, чепуха. Говорить, нести, молоть в. Всё это в. Несусветный в. Толковый словарь Кузнецова
  9. вздор — ВЗДОР м. ссора, брань, свара, несогласие, споры, перекоры, более употреб. вздоры мн. || Нелепица, бессмыслица, выдумка, ложь, пустая молва, пустословие, пустяки. Вздор на вздор помножь, чепухой подложь, и выйдет ералаш (чушь). Толковый словарь Даля
  10. вздор — ВЗДОР, а, м. (разг.). Нелепость, глупость, ерунда. Всё это в. Нести, молоть в. (говорить глупости). Толковый словарь Ожегова
  11. вздор — ВЗДОР, вздора, мн. нет, ·муж. (·разг. ). Пустяки, чепуха, глупость, неправда (о словах). Говорить, городить, пороть, нести вздор. «Да полно вздор молоть!» Грибоедов. Толковый словарь Ушакова
  12. вздор — Русское образование, восходящее, вероятно, к глаголу вздирать (диратъ) – несовершенному виду от драть. Первоначальное значение существительного вздор – "то, что содрано при очистке дерева от коры, отбросы", из которого впоследствии развилось значение "бессмыслица". Этимологический словарь Крылова
  13. вздор — вздор м. Что-либо несерьезное, не заслуживающее внимания; ерунда, чепуха, пустяки, неправда. Толковый словарь Ефремовой
  14. вздор — Чеш. vzdor "упрямство", слвц. vzdor – то же. От деру́, драть; см. Голуб 342. Этимологический словарь Макса Фасмера