трайлокья или трилокья

(Санскр.) Букв., "три сферы" или мира; дополнительная триада к браминской четверке миров под названием Бхуванатрайа. Буддийский светский мирянин назовет лишь три деления каждого мира, тогда как непосвященный брамин будет утверждать, что их четыре. Четыре деления последнего суть чисто физические и чувственные, Трайлокья буддистов — чисто духовные и этические. Полное описание браминского деления можно найти под словом Вьяхрити, а пока что разница достаточно представлена в следующей параллели: - Браминское Деление Миров.

1. Бхур, земля.

2. Бхува, небеса, небесный свод.

3. Свар, атмосфера, небо.

4. Махар, вечная светящаяся сущность. Буддийское Деление Сфер.

1. Мир желания, Камадхату или Камалока.

2. Мир формы, Рупадхату.

3. Бесформенный мир, Арупадхату. Все это миры посмертных состояний. Например, Камалока или Камадхату, сфера Мары, есть то, что средневековые и современные каббалисты называют миром астрального света, и "миром оболочек". Камалока, подобно всем остальным областям, имеет свои семь делений, низшее из которых начинается на земле или, невидимо, в ее атмосфере; шесть других постепенно уходят ввысь, причем самое высшее является обителью тех, кто умерли в результате несчастного случая или самоубийства в припадке временного умопомешательства, или иным образом явились жертвами внешних сил. Это есть место, где все те, кто умерли до истечения времени, отпущенного им, и высшие принципы которых, поэтому, не идут сразу в состояние Дэвачана, — спят сладким сном забвения без сновидений, по окончании которого они или немедленно воплощаются, или постепенно переходят в состояние Дэвачана. Рупадхату есть небесный мир форм, или то, что мы называем Дэвачаном. Непосвященные брамины, китайские и другие буддисты делят Рупадхату на восемнадцать Брамов или Дэва-лок; жизнь души там длится от полу-Юги до 16 000 Юг или Кальп, и высота "Теней" составляет от полу-йоджаны до 16 000 йоджан (йоджана — мера длины от пяти с половиной до десяти миль!!); и тому подобное теологическое чушь, вышедшая из жреческих мозгов. Но Эзотерическая Философия учит, что хотя для Эго в это время све или все сохраняют свою форму (как во сне), все же, так как Рупадхату есть чисто ментальная сфера, и состояние, то сами Эго вне пределов собственного сознания не имеет формы. Эзотеризм делит эту "сферу" на семь Дхиан, "сфер" или состояний созерцания, которые являются не местностями, но их ментальными представителями. Арупадхату: эта "сфера" опять делится на семь Дхиан, еще более абстрактных и бесформенных, ибо этот "Мир" лишен вообще каких-либо форм или желаний. Это высшая сфера посмертной Трайлоньи; и так как это обитель тех, кто уже почти готовы для Нирваны, и по существу, является самим порогом состояния Нирваны, то ясно, что в Арупадхату (или Арупавачара) не может быть ни формы, ни ощущения, ни какого-либо чувства, связанного с нашей трехмерной Вселенной. ДРЕВА ЖИЗНИ С самой далекой древности деревья были связаны с богами и с мистическими силами в природе. Каждый народ имел свое священное дерево, с его особенностями и свойствами, основанными на природных, а также иногда и на оккультных качествах, как изложено в эзотерических учениях. Так, Ашваттха, или священное дерево Индии, обиталище Питри (по существу, элементалов) низшего класса, стало деревом Бо, или ficus religiosa, буддистов во всем мире, так как Готама Будда достиг высшего знания и Нирваны именно под этим деревом. Ясень, Иггдрасил, служит мировым древом у скандинавов. Баньян — символ духа и материи, нисходящий на землю, пускающий корни, и потом вновь устремляющийся к небу. Паласа, с тройными листьями, есть символ тройственной сущности во Вселенной - Духа, Души, Материи. Черный кипарис был мировым древом Мексики, а теперь у христиан и магометан является символом смерти, мира и спокойствия. Пихта считалась священной в Египте, и ее шишки несли в религиозных процессиях, хотя теперь она почти исчезла из страны мумий; священными были также сикамор, тамариск, пальма и виноградная лоза. Сикамор был Древом Жизни в Египте, и также в Ассирии. Он был посвящен Хатор в Гелиополе; теперь же, на том же самом месте, он посвящен Деве Марии. Сок его был драгоценным благодаря качеству его оккультных сил, также как Сома у браминов, и Хаома у парсов. "Плод и сок Древа Жизни даруют бессмертие." Об эти священных деревьях древности, некоторые из которых почитаются по сей день, можно было бы написать большой том, и все же этот вопрос не был бы исчерпан. ТРИЛИСТНИК Подобно трилистнику — эмблеме Ирландии — он имеет символическое значение "тайны трех-в-одном", как называет его один писатель. Он венчал голову Озириса, и венок этот упал, когда Тифон убил сияющего бога. Некоторые видят в нем фаллическое значение, но в Оккультизме мы отвергаем такую идею. Это было растение Духа, Души и Жизни.

Источник: Теософский словарь на Gufo.me