Verstehen

(нем.) — эквивалент термина  "понимание" . При использовании в социологическом контексте  обычно относится к значимому пониманию — процедуре, в которой и социальные акторы,  и социологи "интерпретируют" и получают доступ к значениям других. Немецкий термин связан прежде всего с творчеством Макса Вебера, установившего в качестве "особой задачи  наук о деятельности ...интерпретацию деятельности с точки зрения субъективного значения" (Вебер, 1922), отличая социальные науки от естественных наличием такой ориентации. В литературе существует путаница, иллюстрирующая проблемы, способные возникать в любом понимании значений, и сводящаяся к тому, относится ли веберовское  только к сомнительному психологистскому и "интроспективному", "эмпатическому" пониманию, при котором социолог просто "воображает" себя на месте человека  или группы, или же к гораздо более "объективной" оценке, когда "субъективные значения" акторов можно "вычитать" из "языка"  объективных социальных значений. В действительности веберовское словоупотребление, похоже, предполагает элементы  обеих этих возможностей, но в первом случае он пытался найти какие-либо "экзистенциальные" психологические предположения, содержащиеся в "эмпирических порядках опыта". Однако некоторые критики продолжают видеть в веберовс-ком и любом другом использовании понятия " только элемент сомнительной интроспективной психологии (например, Абель, 1977), а другие (например, Уинч, 1958; Мейсинтаэр, 1962) доказывают, что было бы лучше, если бы Вебер свел его к значимому пониманию во втором смысле и не стремился объединить значимое понимание и "причинное объяснение" . Еще одна проблема  заключается в том, что Вебер понимал под "причинным объяснением"  в контексте значений акторов либо значения в себе, функционирующие в качестве "причин" (употребление, против которого возражают некоторые философы; ср. Уинч), либо способ порождения более широких причинных гипотез, основанных на "всеобщностях", которые, по крайней мере до некоторой степени, должны, в свою очередь, сами быть "проверены" опытом. Похоже, Вебер снова обратился к "причинам"  в обоих этих смыслах. Именно в таком контексте социологию Вебера можно рассматривать как "дом на полпути" между вполне позитивистской социологией без какого-либо места для значений акторов и вполне "интерпретативной социологией" без места для причинного анализа.  Веберовское представление состояло в том, что социология  должна функционировать в соответствии со значениями акторов, а выбор не должен сводиться к чисто физической или механической причинности.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me