Юнгер (junger) Эрнст

(1895-1998) — немецкий мыслитель и философ. Участник Первой (14 ранений, высшая прусская награда — "За заслуги" — в 1918) и Второй (офицер вермахта в Париже, заслуживший репутацию "культурного атташе" Германии) мировых войн. Изучал философию и зоологию в Лейпциге и Неаполе (1923-1926). Совместно с М. Элиаде издавал журнал "Antaios" (1959-1971). Лауреат премии имени Гёте (1982). Патриот Германии и оппонент национал-социализма.  Культовая фигура многих западноевропейских интеллектуалов и политиков 20 в. — вне зависимости от их политических ориентаций (М. Хайдеггер, Г. Коль, А. Жид, маршал Ф. Фош, П. Пикассо, Ф. Миттеран, Ж.-М. Ле Пен, И. Бехер, А. Гитлер и др.). Основные сочинения: "Стальные грозы" (1920); "Тотальная мобилизация"  (1930); "Рабочий. Власть  и персонаж" (1932); "О боли" (1934); "На мраморных утесах" (1939); "Хвала звуку" или "Секреты речи" (1941); "Излучения" (1944); "Речь  и телосложение" (1947); "За чертой" (1950); "Гордиев узел" (1953); "У временной стены" (1959); "Типаж, имя, действующее лицо" (1963); "Заметки к "Рабочему" (1964) и др. В 1978-1983 в ФРГ были изданы сочинения Ю. в 18 томах. Испытал существенное влияние  взглядов Ф. Ницше и О. Шпенглера. Ю. — сторонник миропонимания "философии жизни". В русле этих интеллектуальных традиций Ю. сумел продемонстрировать высокую эффективность  замены традиционалистских философских категорий мифологизированными обра-зами действительности и в середине — второй половине 20 ст. (Ю. дополняет традиционный терминологический строй "философии жизни" такими понятиями, как "кровь", "огонь", "ужас", "боль" и т.п., являющими собой, по его мнению, продолжение категориального ряда, сопряженного с античным Эросом. Так, у Ю. — "боль принадлежит к числу тех ключей, которыми можно открыть не только самое сокровенное, но в то же время  и мир". При чувстве боли мир актуализируется как нечто, несущее угрозу. Скука суть "разрешение боли во времени".) Основные проблемы социально-философского творчества Ю. — "диагностика  эпохи": связь человека  и космоса, соотношение жизни и смерти, оппозиция мира и войны. Целостную совокупность  исходных, первичных жизненных сил, воплощающих в себе нерасторжимую связь индивида  с родом, Ю. трактовал как основу одушевленной телесности любого человеческого организма. Выступая как неотъемлемая часть природы, человек, согласно Ю., переживает изначальную глубину мироздания вне границ непосредственного опыта посредством таких эмоций, как: а) мира сновидений; б) ощущений страха и ужаса, минимизирующих дистанцию между личностью  и предожиданием смерти; в) экстаза упоения жизнью  на фундаменте крови и неизбежной гибели уходящих поколений. По мысли Ю., существуют позиции, дающие человеку возможность отграничивать себя от тех сфер, где боль и муки располагают неограниченной властью. Достижение  этих позиций — дистанцирование от собственной телесности и трансформация своего тела в объект  - осуществимо, согласно Ю., посредством техник аскезы и самодисциплины. Человек, по Ю., неизбывно зависит от тотемических, магических, технических и иных внешних, чуждых ему сил. Современное индустриальное государство,  по Ю., предельно технизировано: индивид лишен каких-либо осмысленных представлений о ценностях жизни — культ  техники выступает и как "высокая" метафизика,  и как повседневная этика,  полностью подавляющие его самость. ("Кто сказал, — восклицает Ю., — что мировой дух ярче проявляет себя в осознанных, чем неосознанных действиях?") Мировые войны 20 ст., по мнению Ю., могут быть интерпретированы как один из факторов всеевропейского "гигантского индустриального процесса" , как ипостась "воли к власти" (у Ю. — "воли к всевластию", "цели всех целей" — der Wille zur Allmacht), результирующейся в массовом жертвенном самоотречении людей. Пафос героики в данном случае отсутствует: человек реализует собственную предназначенность как придатка технических механизмов. (По версии Ю., "воля  к власти" обретает значение  в условиях "определенного жизненного состояния" — как конкретная "субстанциональная власть" и как "сфера права" ; осуществима же "воля к власти" лишь в рамках ранжированного бытия, которому она и служит.) Тоталитарное государство в целях выживания, объективации своей абсолютной воли и сопряженной с ними геополитической экспансии вынуждено трансформировать идеи "общественного договора"  и идеалы  либерализма  в глобальную модель  перспективного "рабочего плана" , в рамках которого стираются базисные социальные водоразделы социума  и, в частности, каждый "рабочий" ("работник") необходимо выступает и как "солдат" . По Ю., "рабочий" как "гештальт" (в трактовке Ю. суть подлинно действительное — принцип,  определенным образом конституирующий жизнь) противопоставлен "буржуа", неспособному к организации и господству. Ю. характеризовал эту новую общественную ипостась так: "Мы привыкли платить по счету и никогда не теряем времени даром... В любую минуту может прозвучать приказ, и жаль каждую минуту, каждую каплю, которая не выпита, и каждое мгновение, которое будет упущено... Мы хотим пить, позволяя себе разбивать о стену горшки и радоваться тому, что мы призваны стать орудием жестокой воли, принадлежа к тем малым цифрам, которыми оплачивают счета... Мы хотим сделать праздник из нашей гибели — праздник, в честь которого должен прозвучать опрокидывающий весь мир громовой, еще никогда не слыханный салют... Раскаленную ниву, ожидающую нас, не видел в своих мечтах ни один поэт. Тут — железный ад, пустыня с огненными пальмовыми островами, грохочущие валы из огня и стали, через которые перекатываются красные молнии; стая стальных птиц парит в облаках, закованные в броню машины фыркают, пробегая через поле. И все, что имеется в чувствах, от ужасной телесной боли до высокого торжества победы, — все сливается в шумном единстве в блестящий символ  жизни. Песни, молитвы и ликование, проклятия и вино — чего еще нам желать?". В динамике как мирного, так и военного времени (согласно Ю., это в конечном счете взаимозаменяемые понятия) данный "рабочий план" может быть обозначен как состояние "тотальной мобилизации". (С точки зрения Ю., "...в глубине, за теми сферами, в которых диалектика  целей войны получает свое значение, немец встречает одну из самых могущественных сил: он встречает самого себя. Прошлая война  была для него прежде всего средством осуществления самого себя. И отсюда должно быть начато новое вооружение, о котором мы заботимся, призывая немцев к мобилизации. Ничего кроме.") "Рабочий" у Ю. — это не столько обобщенный термин  для обозначения представителя определенного общественного класса,  сколько категориальная словоформа для фиксации "подпочвенной субстанции" немецкой расы  в ее скрытых потенциях и открытых действиях — для маркировки универсального типа человека. Последний являет собой естественный продукт  эволюции техники, выступая носителем новаторского сознания, присущего 20 ст. Техника  у Ю. — способ, посредством которого "мобилизует" мир гештальт Рабочего. В системе техники ("органической конструкции" или включенности человека в мир машин) и выступает новый, принципиально альтернативный мир. Этот мир, с точки зрения Ю., "по определению" настолько радикален, что находится "по ту сторону" параметров "прогресса"  или "упадка"; этот мир — планетарен: такие общественно-политические формы, как национализм  или социализм (центрирующиеся на особенном нации или класса) несоразмерны ему. По Ю., "наш век по праву носит название века рабочего... Работа  - это ритм кулака, мысли и сердца, жизнь днем и ночью, наука,  любовь, искусство,  вера,  культ, война; работа — это полет атома и сила,  движущая звезды и солнечную систему". "Рабочий" был призван "порвать юридические путы буржуазного общества", "сделать собственное бытие  масштабом истолкования мира", и, наконец, выбросить на свалку истории мировоззренческие утопии "нечистого духа" (и материализм,  и идеализм) , ибо, согласно Ю., "твердость мира преодолевается только твердостью, а не мировоззренческими фокусами". Значимость обретения абстрактной свободы для таких людей, по Ю., в пределе своем уступает активному участию в репертуарах героического служения Отчизне и безукоризненному выполнению своих функциональных обязанностей как граждан. (По мысли Ю., удел поколений, переживших войну, не может иметь аналогов: "И если поколение,  которое столкнулось с этим, смогло бы оплатить вину, почву для которой взрыхлили другие, то оно, может быть, собрало бы в свой единственный и ужасный час в раскаленном чистилище такую добычу, которая позднее принесет свои плоды и которая весит больше, чем все смерти и все страдания".) В эпоху второй половины 20 в., маркированной знамением термоядерной катастрофы и насущной необходимостью переоценки многих ценностей, Ю. призывал обратить пристальное внимание на уроки того прошлого, когда "труд  и наука повернулись на службу смерти, меч защищал несправедливость, судья принижал право  до оружия пиратов, учителя... разрушали в детях образ  Бога". Такие исторические времена Ю. оценивал как фазис нигилизма,  когда "новые порядки уже значительно продвинулись вперед, а соответствующие этим порядкам ценности  еще не видны" (ценность  у Ю. противополагается боли). Но в условиях новых реалий Ю. усматривает спасительные для человека нравственно-волевые основания не в "гештальте Рабочего", а в учении Достоевского о целительном потенциале  боли. Фундаментом этих личных обретений могут служить, по мысли Ю., искусство и философия  - элементы  области "неупорядоченного" или "пустоши" (нем. Wildnis) — принципиально ускользающие от тисков современной системы порядка. В разделе "Измеримое и время судьбы" (эссе "У временной стены") Ю. выдвигает версию о том, что астрологическое, вненаучное постижение мира может оказываться эффективнее его научного истолкования. В контексте  задаваемой в этих рамках модели метаисторического деления времени Ю. формулирует схему "мировой истории" с присущей ей шкалой "гуманных членений" и разграничивает от "истории Земли" с ее "сидерическими членениями". По мысли Ю., анализирующего посредством "космической экономии" место и роль  НТР в судьбе человечества, принципиальное равновесие  земной цивилизации ненарушимо техническим прогрессом. Речь должна идти не об экологической катастрофичности, а — скорее — о переменах качественно иного масштаба. Ю. стремился (дневниковые записи времен Второй мировой войны) тематизировать "сверхвременные константы" "праистории", схватывающую жизнь в ее вневременном измерении: "Все эти пять лет, что земля,  на которой живет человек, дрожит и разверзается под нашими ногами, в нас просыпается сознание  того, что мы стали объектом игры таких энергий, которые в миллионы раз превосходят возможности нашей индивидуальной свободы. Для величайших реалистов становится все более очевидным, что нынешний кризис простирается далеко за пределы хозяйственных и политических факторов, которыми он будто бы был вызван и в рамках которых, как мы, возможно, себя убедили, он должен был оставаться". Философско-историческая концепция  Ю. четко увязывает характер суждений, выносимых о настоящем, с одной стороны, и наличные модели исторического понимания — с другой.  Предлагаемая модель истории Земли способна позволить, с точки зрения Ю., заслонить традиционное историческое мировосприятие — "временной стеной" конца мировой истории. Результатом этого должно явиться осмысление индивидами их отношения к космической "первооснове", откуда и черпаются постоянно обновляющиеся вселенские гештальты. Ю. был убежден в том, что каждый, кто в состоянии осознать и бороться за свою индивидуальную свободу, осознав ее ценность, способен выбрать для себя (пусть даже и в полном одиночестве и изоляции) так называемый "путь через лес" (эссе Ю. "Прогулка в лесу"). Человек, готовый в одиночку противостоять тоталитарному государству, — "человек, идущий через лес" — неизбежно, по Ю., обречен на обретение встречи с подлинным самим собой, восстанавливая свою изначальную духовно-телесную связь с родом, т.е. свое истинное наследие. Смерть — не угроза для человека, наконец обретшего себя. Согласно Ю., "с возрастом надо укреплять дружбу со смертью… давая ей прорасти в тебе деревом, дающим тень". А.А. Грицанов

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me