Эквивалентность Функциональная

Способность различн. обществ. явлений выполнять одну и ту же соц. функцию, а также способность одного обществ. явления иметь различн. функции. Материал для формулировки принципа  Э.ф. дали в первую очередь исследования магии и ритуалов в первобытных племенах (А. Радклифф-Браун,  Б. Малиновский, К Клак-хон), авторы к-рых, однако, держались прямо противоположного убеждения  в функциональной необходимости каждого изучаемого явления. Р. К. Мертон показал, что здесь смешивается представление о необходимости самой функции и представление о необходимости явления, ее выполняющего. Он сформулировал положение о Э.ф. в рамках своей "основной теоремы функционального анализа"  (см. Анализ функциональный в социологии) , подчеркивая необходимость функции и акцентируя "диапазон изменчивости явлений", находясь в к-ром они могут эту функцию выполнять. Н. Луман превратил Э.ф. в основной принцип своего "функционального структурализма" . В его концепции функция  превратилась не в рез-т, к-рый должен быть осуществлен, а в "регулятивную смысловую схему", в к-рой явления и их действия чисто соотносительны друг другу, так что можно развертывать класс  функциональных эквивалентов, либо избрав за точку отсчета действие  (тогда эквивалентны вызывающие его структуры), либо ту или иную структуру (тогда эквивалентны вызванные ею действия). Так можно исследовать, какие функции выполняет авторитет  в организации: все они эквивалентны, т. к. выполнены авторитетом. А можно выяснить, что способствовало его возникновению, и все, что вызвало (или могло вызвать) появление авторитета, тоже считается теперь функционально эквивалентным. А.Ф. Филиппов.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me