Эволюционная Теория

(evolutionary theory) — 1. Объяснение  происхождения, развития и многообразия биологических видов, предложенное Чарльзом Дарвином и Альфредом Расселом Уоллесом (1823—1913). 2. Объяснение социального изменения с точки зрения принципов Дарвина. Работа  Дарвина повлияла на многих социальных теоретиков прошлого века, включая Моргана, Хобхауса, Тайлора, Уорда и Спенсера (хотя последний также ввел эволюционные понятия в собственную теорию — см. Выживание сильнейших) . Международный подъем британской экономики и политики во время  Викторианской эпохи создал социальную атмосферу и интеллектуальный климат, особенно восприимчивый к идеям прогресса.  Теория  Дарвина, которая обозначала эти тенденции в качестве особенности биологического развития, была долгожданной идеей, ибо имперская мощь Англии и господство  западной культуры могли бы (хотя довольно необоснованно) считаться не чем иным, как результатом естественного закона,  всегда обеспечивающего подъем "самому лучшему". Таким образом, в социальной сфере эволюционная теория  видела в индустриализованных странах представителей наиболее высокой стадии долгосрочного процесса  развития, начавшегося с гораздо более простых видов общества. Современные доиндустриаль-ные общества — крестьянские либо простые, живущие охотой и собирательством, — считались живым примером более ранних стадий развития, и индустриальный мир оставил их далеко позади. , следовательно, обычно объединяет два суждения: эволюционное продвижение вперед предполагало развитие  сложных форм социальной организации из простых посредством увеличения дифференциации социальной структуры (см. Социальная дифференциация)  и специализации функции; подобные структурные изменения предусматривали параллельный процесс продолжения нравственного, интеллектуального и эстетического развития. Теория Дарвина в применении к социальному развитию вылилась, таким образом, в различие  между цивилизацией и варварством  — особенно удобное в эпоху империализма.  Воздействие идей Дарвина на социальные теории 19-го столетия было огромно. Политика  социального эволюционизма  могла быть привлекательной как для многих из тех, кто был заинтересован в том, чтобы узаконить статус-кво, так и для тех, кто (подобно Марксу) стремился его изменить. Однако социальные теоретики должны были воспринимать такие идеи крайне осторожно. Ведь Дарвин разработал теорию изменения, прежде всего для объяснения многообразия и адаптации видов, у которых сознание,  рефлексивность  и творческий потенциал  (или культура)  могли игнорироваться как значительная переменная.  Но как раз эти факты  и сделали возможным человеческое общество.  По иронии, именно доступная эволюционная парадигма  смогла взять на вооружение культурную переменную. Но это было разработано не Дарвином, а его теоретическим соперником Жаном Батистом Ламарком, приведшим доводы в пользу наследственно приобретенных характеристик в эволюционном процессе. Дарвин предлагал взамен принципы  произвольного изменения и естественного отбора. Как раз способность личностей и обществ обучаться друг у друга — приобретать культуру или копировать важные культурные достижения (в частности, письменность  и меры веса) — отличительная черта человеческой социальной жизни. А социальная теория  исходя из того, что могло бы быть наиболее успешной версией эволюционной парадигмы — дарвинизму, — в значительной степени игнорировала тезис, который, возможно, способен был дать больше, чем тезис Ламарка. К первым десятилетиям 20-го столетия эволюционизм впал в немилость у социальных ученых. Причиной опровержения стало ужасное варварство в войне 1914—1918 гг. якобы просвещенной Европы, подвергшейся процессу цивилизации. Более существенно то, что к тому времени становились все более очевидными три основные трудности теории социальной эволюции. Во-первых, предположение об однолинейности (см. Однолинейный) , т.е. о наличии одного пути развития, через который пройдут все общества; во-вторых, неспособность сказать многое о промежуточных стадиях  развития между простыми и сложными обществами и процессах, приведших к изменениям; в-третьих, перегруженное ценностью  суждение о включении в социальное развитие  нравственного просвещения, этноцентрическим образом замкнутого на европейских понятиях. Во второй половине 20-го столетия возродился интерес  к проблемам  развития, поскольку страны "третьего мира" начали сами вносить себя в политическую повестку дня. Это породило новые версии эволюционной теории (см. Неоэволюционизм;  Социокультурная эволюция;  Эволюционная всеобщность) и в конечном счете повторное открытие  критических дебатов, особенно в плане  недоразвитости. См. также Выживание сильнейших; Экономическое и социальное развитие;  Эволюционная социология. 

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Эволюционная теория — См. Теория эволюции, Эволюция. Физическая антропология