Шюц (schutz) Альфред

(1899-1959) — австрийский философ и социолог, основатель феноменологической социологии. С 1939 — в эмиграции в США, с 1953 — профессор социологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Основное сочинение: "Феноменология  социального мира" (1932). Философскую основу феноменологической социологии Ш. составляют идеи Э. Гуссерля, неразрешенное противоречие  между объективным миром и познающим его субъектом, вооруженным научными понятиями, "овеществившими естественный мир". Для решения этого противоречия Ш. предложил осуществить две редукции. Первая — это феноменологическая редукция: отказаться от исследования мира путем "естественной установки" и исследовать "жизненный мир"  на основе "интенциональности". Все эмпирические науки имеют своим предметам мир как пред-данное, но сами они так же, как и их инструментарий,  являются элементами этого мира. Значит, науке, если она действительно желает быть строгой наукой, необходимо выяснение ее генезиса и обусловленности миром пред-данного, из которого оно рождается и в котором живет. Этот мир, предшествующий научной рефлексии, или "жизненный мир", Ш. определяет как нашу непосредственную "интуитивную среду", где "мы, как человеческие существа среди себе подобных, переживаем культуру и общество,  определенным образом относимся к окружающим нас объектам, воздействуем на них и сами находимся под их воздействием". Социология  должна изучать этот мир, начиная "с самого начала". Но это еще не дает ответа на вопрос: как возможно общество? Для этого Ш. предлагает осуществить вторую редукцию — трансцендентальную, отказаться от анализа  самого субъекта и анализировать его "чистое сознание" . Феноменологу, по Ш., нет дела до самих объектов. Его интересуют их значения, конструированные деятельностью  нашего разума.  Не реальные социальные объекты  становятся предметом его анализа, но редуцированные объекты, как они являются в потоке сознания индивида,  организуя его социальное  поведение. Если с точки зрения естественной установки мир объективен, то, с точки зрения Ш., это конструированный "интерсубъективный мир". Парадигма  "интерсубъективного мира" играет решающую роль  в феноменологической социологии Ш. Она есть стержень его теории, позволяющий раскрыть социальную сущность сознания и взаимную связь людей как существ жизненного мира. Основная форма  интерсубъективности описывается Ш. при помощи конструкта  о "взаимности перспектив", предполагающего наличие двух идеализаций. Первая из них — "взаимозаменяемость точек зрения". Поменявшись социальными местами, субъекты тем не менее окажутся обладателями идентичных способов переживания мира. Второй идеализацией является правило  "совпадения систем релевантностей". По Ш., Я и любой другой  человек  принимает на веру тот факт,  что, несмотря на уникальность наших биографических ситуаций, различие  используемых систем критериев значимости "несущественно с точки зрения наличных целей". Мы оба считаем, по утверждению Ш., что "Я и он, т.е. Мы", интерпретируем актуально или потенциально общие нам объекты, факты,  события достаточно одинаковым образом". Следующим важным компонентом интерсубъективности является alter ego — "другое Я". По Ш., тезис "другое Я" описывает некоторые аспекты восприятий индивидом "другого" в его "живом настоящем". Одновременность нашего восприятия друг друга в "живом настоящем" означает, что Я в некотором смысле знаю о другом в данный момент больше, чем он знает о себе самом. Как во всей феноменологической философии, так и в феноменологической социологии Ш. одним из центральным конструктов является "интенциальность". Интенциальность выступает сущностной характеристикой направленности целевого, мотивированного действия, а также сознания, выражая тот фундаментальный факт, что последнее всегда является сознанием чего-то, что объект сознания есть "подразумеваемый", всегда "значимый" для сознания. Для обозначения взаимодополнительных аспектов интенциальности в феноменологической социологии используются термины  "ноэзис" и "ноэма"; особенный модус интенциального сознания ("я мыслю", "я воспринимаю") именуется "ноэзис", а его объективный  коррелят ("то, что я мыслю или воспринимаю") — "ноэма". Интенциальность обеспечивает описание  модусов мышления, восприятия, припоминания и т.п. путем исследования того, что переживается в каждом из данных модусов. Эти термины имеют в теории Ш. методологическое значение,  ибо они служат описанию объектов сознания (ноэма) и описанию процесса  их конструирования (ноэзис). Очертив важнейшие парадигмы и конструкты своей социологии, Ш. обосновал, как должна формироваться социологическая теория.  Он рекомендует следующее: социолог должен начинать с уровня значения; понятия и конструкты социолога становятся тогда конструктами "второго порядка", ибо они являются конструктами действительных обыденных конструктов первого порядка, используемых индивидами в их повседневной жизни. Они являются объективными (верифицированными) идеально-типическими конструктами, основанными на обыденных конструктах первого уровня, т.е. конструктами иного порядка. Опираясь на свою теорию, Ш. исследовал структуры мотивов социального действия, формы и методы  обыденного сознания, структуру человеческого общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы методологии и процедуры социального познания. Результаты этих исследований, изложенные в большом количестве изданий его работ в 1970-1980, широко распространялись среди профессиональных социологов. Г.П. Давидюк

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me