Частное И Общественное

– дихотомическая модель  социальных отношений, структурирующая образ жизни  индивидов посредством выделения сферы семьи, дома и сферы труда,  рыночных отношений, политики, культуры. Разделение частной и общественной сфер и на уровне обыденного сознания, и в социальной науке имеет гендерный характер: сфера семьи, дома, воспроизводства непосредственных условий жизни традиционно связывается с женщиной ("место женщины – в семье"); в то время  как производство,  бизнес, политическая деятельность  расцениваются как преимущественно мужские. Согласно теоретикам гендерной социологии, отделение  частного от общественного (публичного) является выражением дуализма  западной мысли. Как подчеркивает Р. Печесски, исторически понятие  частного включает в себя, помимо "права  на частную собственность" , "свободы предпринимательства", автономии личности от государства, также "право  на частную жизнь" . Последнее интерпретировалось как право мужа контролировать повседневную жизнь жены и детей, распоряжаться телом  и сексуальностью  жены, детей и других членов семьи или домохозяйства. Феминисты доказывают, что в основе разделения "частного" и "общественного" лежит гендерное разделение труда,  гендерное разделение социальных ролей, которые в традиционной социологии и политэкономии рассматриваются как "естественные" и имеющие биологическую основу. Ш. Ортнер (Sh. Ortner 1988) указывает, что концептуальная привязка женщин к сфере частной жизни, а мужчин к общественной аналогично символической ассоциации "женщина – природа", "мужчина – культура" . В силу этого женщины исключались из общественной (гражданской) жизни, что оправдывалось необходимостью создания адекватных условий для реализации их "природного предназначения" — материнства. Этим объясняется и "концептуальное отсутствие" женщины в теоретических дискурсах "общественного", в то время как мужчина присутствовал в обоих дискурсах (Jane Haggis 1990). Важным аспектом переосмысления феминизмом дихотомии "частного" и "общественного" явилось доказательство, что политические, экономические и социокультурные отношения имеют место не только на уровне общественных (публичных) институтов, но и в частной сфере – в семье, в домохозяйстве, в межличностных отношениях. Это нашло отражение в концепции сексуальной политики К. Миллетт, теории репродуктивного труда (Д. Эльсон, Лурдес Бенериа и др.), "политической экономии пола" Г. Рубин. Это позволило сделать вывод: мужчины и женщины не являются простыми актерами, играющими свои роли по заранее написанному сценарию, а взаимодействуют друг с другом, причем, в основе этого взаимодействия лежат отношения господства и подчинения. Как таковая, власть  мужчин над женщинами является коллективной (общественной), а не индивидуальной (частной), в силу чего женщинам трудно достичь равного положения с мужчинами в частной сфере. Согласно С. Уолби, патриархатные отношения формируются в частной сфере, а воспроизводятся и консолидируются в сфере общественной. Поэтому многие феминистки настаивают, что подлинное гендерное равноправие  подразумевает единство частных и общественных (социальных) прав личности (См. Б. Абцуг, Ц. Айзенштейн, Р. Печесски и др.).

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me