Хобхаус Леонард Трелоуни

(Hobhouse, Leonard Trelawny) (1904-1929) — британский социолог и ведущая фигура в ранней британской социологии, которого вспоминают сегодня, прежде всего за его вклад в сравнительную социологию и особенно в социологию развития. Хобхаус был человеком богатых и разносторонних интересов, а его карьера  иллюстрировала единство теории и практики. Работа  в журналистике предшествовала его назначению профессором социологии в Лондонской школе политической экономии. Хобхаус благоволил к левым, хотя хорошо осознавал последствия государственной бюрократической формы социализма  для свободы личности. По его мнению, между рынком и планом необходимо найти равновесие,  расширяющее индивидуальную свободу. Его социальная философия  лучше всего выражена в "Элементах социальной справедливости" (1922). Эта книга  благодаря ее концепции отношений между государственным экономическим регулированием  и личной свободой все еще остается полезной в социалистической мысли. Помимо своих главных трудов по социологии — "Мораль  в процессе  эволюции" (1906) и трехтомное издание "Принципы  социологии" (1921 — 1924) — которые включили сравнительное исследование,  Хобхаус писал о психологии, логике, эпистемологии, этике и метафизике, а также о социальной философии. Однако всеохватывающей темой его творчества была эволюция  разума и общества (см. Эволюционная теория) . Для Хобхауса эволюционный процесс можно исследовать на трех логически разных уровнях: описания, объяснения и оценки,  а социальное развитие  — оценивать с точки зрения четырех биологически ориентированных критериев: (а) возрастающей эффективности контроля и управления обществом;  (б) расширения масштаба и сложности социальной организации; (в) роста социальной кооперации в реализации человеческих потребностей; (г) увеличенной способности реализации человека.  На базе исторических и сравнительных данных Хобхаус предполагает наличие общей ассоциации между стадиями социального развития и интеллектуального роста, проявляющегося в прогрессе  науки, техники, искусства. Конечный его интерес  состоял в исследовании развития с точки зрения этических стандартов. В работе "Рациональное добро" (1921) он писал: "Развитию этически свойственна та степень, в которой оно способствует как социальной гармонии, так и реализации человеческих способностей, а также потенций, но прогресс вовсе не является неизбежным, что ясно показала первая мировая война" . Однако в 20-х гг. он стал более оптимистичен, хотя и осторожен. По его мнению, регулирование, эффективность  и сложность индустриальных обществ на деле проявило свою совместимость с индивидуальной свободой и взаимностью,  прогресс достигнут и мог бы развиваться далее благодаря совместным сознательным усилиям национальных государств. История  оправдывает его осторожность в большей мере, чем его оптимизм.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me