Хаксли Джулиан

(1887-1975) — английский ученый, философ, социолог. Основные произведения: "Познание,  мораль  и судьба", "Новые сосуды для нового вина", "Гуманистический кризис", "Религия  без откровения" и др. Основатель Международного Гуманистического и Этического Союза. Профессор Королевского Колледжа  в Лондоне. Генеральный директор ЮНЕСКО. Президент Британской Гуманистический Ассоциации. Развивал идею создания новой идеологической системы, которая обеспечила бы "идеальные" условия для развития каждой личности. Идеальная система  как "новая религия" вошла в историю в качестве понятия "эволюционный гуманизм" , определяя современное направление в эволюции — "синтетическую теорию эволюции". Проблематика  выдвинутой теории концентрировалась на исследовании основных принципов: 1. Принцип  и сущность веры, которая состоит в значении собственных убеждений и суждений относительно духовной реальности. Религия является универсальной системой идей, интегрирующей человеческие достижения в единое целое и обеспечивающей общую направленность процессов развития. Х. утверждал полифункциональность религии: а) разрешение дилемм и конфликтов, б) сохранение позитивных отношений между людьми, в) развитие  "высокоморальной" личности, г) постижение мирового человеческого опыта, д) адаптация  к новой ситуации и отношениям 20 в. 2. Принцип обобщенности трех постулатов эволюционного гуманизма: а) стремление человека  к окончательному завершению своей личности (общество  должен обеспечить подобный "конструктивный энтузиазм"), б) познание и опыт как способы научного исследования цивилизационного общества и человеческого прогресса.  Образование  способствует расширению познания. Наука  выступает в качестве основы глобальной системы познания, в) искусство,  наука и религия как три основные сферы человеческой творческой активности. Искусство адекватно тезису эволюции человеческой личности. Искусство и наука взаимодополнимы (как способы постижения мира и общества). С точки зрения проанализированной с таких позиций эволюционной стратегии можно считать, что именно в ней самостоятельные значения стираются общим их смыслом. Этот смысл принципиально неопределен, но, обладая аспектом гуманизма, самоочевиден. Е.В. Матусевич

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me