Техницизм И Антитехницизм

Две противоборствующие установки в оценке роли техники в человеческом об-ве, перспектив ее развития и т. д., основывающиеся на одном фундаменте — детерминизме  технологическом (см.) с его представлениями об автономии технич. рациональности, ее "трансцендентной" сущности, способности к саморазвитию и определяющем характере воздействия техники на об-во. Техницизм  - выражение некритич. веры в безусловную благотворность развития техники для человечества. Его представители считают, что каждое новое поколение  технич. устройств расширяет сферу влияния техники в соц. жизни, а значит, увеличивает общую сумму благ. В силу ограниченности индивидуального разума  мы не можем предвидеть пути развития техники, но она внушает веру в то, что ее развитие  ведет человеческое об-во ко всеобщему гармонич. счастью. И задача человека  состоит лишь в том, чтобы не мешать самореализации высшего Разума (или научн. знания), лежащего в основе технич. обновления. На определенной стадии технико-индустриального развития происходит замена лозунга его ранней стадии "laisser faire" (свобода  предпринимательства) на лозунг "laisser innover" (свобода нововведений). Такова техницистская утопия  эпохи индустриализма, господствовавшая более полутора веков, к-рая во второй половине XX в., когда стало невозможным не замечать вреда, приносимого людям техникой, была дополнена еще одним положением: соц зло, порожденное техникой, стали объяснять ее исторически обусловленным несовершенством слабостями ее конкретных форм. Новый техницизм считает, что наступление гармонич. об-ва гарантировано человечеству развитием техники, но для этого нужно время,  поскольку техника  развивается через определенные этапы, связанные с такими технико-технологич. нововведениями, к-рые все глубже революционизируют соц. сферу. Различн. социологи-техницисты связывают историч. периодизацию человеческой цивилизации с определенными аспектами техники, такими, как смена орудий труда  (Дж. Ленский), средств связи (Г. М. Маклуэн) или источников энергии. Так, развитие об-ва связывается с последовательной сменой мускульной энергии паровой, электрической, атомной. К 80-м гг. стало очевидным, что надежды, возлагавшиеся на развитие атомной энергетики (Р. Фридмен), не оправдались. Сегодня атомная энергетика связывается с уходящей в прошлое эрой супериндустриализма, отмеченной крайне негативным воздействием техники на природу и об-во, а техницистский оптимизм — с рядом др. технич. средств, гл. обр. информационно-коммуникативных. Тем не менее техницизм 80-х гг. все же отличается от своих предыдущих форм (см. Неотехнократизм) . Прямым продолжением техницизма является идеология  технократии (см.). Антитехницизм  - выражение технофобии, недоверия, боязни и страха перед очевидными и непредсказуемыми опасностями новых технологий, появление и распространение к-рых рассматриваются (в соответствии с технологич. детерминизмом) как идущие по возрастающей. Согласно антитехницистам, в машинизированном, технизированном мире (в трудовой, а позже и в бытовой, досуговой деятельности) над человеком властвует рациональность  окружающих его устройств: технологич. логика  их работы определяет поведение  человека. Механизация природы с принудительностью объективного закона  превращается в механизацию человека. Наиболее распространенный вариант антитехнизации характеризуется "героич. пессимизмом" (термин  Ф. Ницше) с его представлением о том, что нашествие техники и зла, ею порождаемого, неизбежно, как и правление техников и технократов. Человечеству остается только одно — подчиняться, стоически претерпевая свою судьбу. Др. вариант анти-гехнизации — позиция  радикальной враждебности к технике, суть к-рой усматривается в неукротимой "воле к власти", в изначальной агрессивности рационального знания, к-рую человек не в состоянии преодолеть (см. Школа франкфуртская,  Маркузе Г., Адорно  Т.). Отсюда утопич. проекты  создания "нерепрессивной" техники, сопровождающиеся идеей бунта  против ее наличного состояния. В конце 60-х гг. эти воззрения были систематизированы в идеологии контркультуры (Т. Роззак), согласно к-рой все современные политич. силы — "левые", "правые", "центр" — ведут борьбу за власть,  основанную на одних и тех же ценностях технократия,  об-ва. Технократия как земное воплощение злой воли к власти рассматривается идеологами контркультуры не как порождение позднего капитализма  (так считают неомарксисты) , но как судьба цивилизации: не капитализм породил технократию, но технократия (а еще раньше нау-кократия) породила индустриализм, а значит, и капитализм. Чтобы преодолеть всю бесчеловечность современной цивилизации, надо встать в оппозицию к идеологии техницистско-технократич. оптимизма, освободиться от "репрессивного разума". В 80-х гг. критика техницизма и технократии приобретает новые формы. Лит.: Социология  контркультуры. М., 1980; Новая технократическая волна на Западе.  М., 1986. М.С. Ковалева.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me