Теория Социальной Аномии

Социологич. теория  причин преступности в современном об-ве, предложенная Р. Мертоном. Эта теория противопоставляется тем представлениям, к-рые приписывают неудовлетворительное функционирование соц. структуры прежде всего повелительным биологич. влечениям человека,  недостаточно сдерживаемым соц. контролем, т. е. фрейдистским и неофрейдистским концепциям  в криминологии. Мертон использует два понятия: "аномия"  и "соц. структура"  об-ва; при этом первое явление (аномия) выступает как следствие процессов, происходящих в рамках второго явления (соц. структура). Термин  "аномия" был выдвинут франц. социологом Э. Дюрк-геймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Аномия мыслима в двух измерениях. Во-первых, состояние аномии может характеризовать об-во, в к-ром нормативные стандарты поведения, а также существующие в нем убеждентш либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать и отдельное лицо, если оно соц. дезориентировано, находится в состоянии тревоги и переживает чувство  изолированности от об-ва. Понятие  соц. структуры, по Мертону, не имеет ничего общего с классовой структурой об-ва (хотя Мертон в ряде случаев говорит о классовой структуре современного амер. об-ва). Для Мертона соц. структура это не соц., а соц.-психо-логич., а то и чисто психологич. категория.  Образуется соц. структура из двух фаз. Первая состоит из тех существенных целей, к-рые ставят перед собой соц. группы об-ва (либо к-рые ставятся перед ними жизнью) , — т. н. жизненные устремления группы. Вторая — это те средства, к-рые употребляются в ходе достижения указанных целей для удовлетворения жизненных устремлений соц. групп об-ва. Сами эти средства, в свою очередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые (законные) средства и наиболее эффективные, наиболее успешные, ведущие к рез-ту кратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание на то, что законность и эффективность  вовсе не обязательно совпадают применительно к избираемым средствам. Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что в принципе  господствующее в данном об-ве отношение  к целям, стоящим перед его членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может быть неодинаковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а к характеру средств может допускаться полное пренебрежение, и наоборот. Мертон выдвигает здесь свой центральный тезис о том, что нарушение равновесия между целями и средствами как фазами соц. структуры служит основанием для возникновения состояния аномии. Насчитывается пять логически возможных вариантов сочетаний различн. отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам. Так, равное положительное отношение  к обеим из этих фаз соц. структуры связано с поведением,  подчиняющимся нормам;  оно наиболее распространено и именно его наличие позволяет говорить о группах  людей как о соц. общностях. Положительное отношение к целям и отрицание  ограничений в выборе средств ведет к такому типу поведения, к-рый означен Мертоном в качестве "новации" (нововведения). Отрицательное отношение  к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах составляет поведение "ритуального" типа (пои мер — религиозная деятельность,  бюрократизм  и т. д.). Отрицание и целей, и любых средств вр дет к уходу  от жизни — "ретритизму"  (алкого* лики, наркоманы и т. д.). И наконец, отказ и от целей, и от средств с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами означает "мятеж", "переворот" , революционные перемены. Поведение второго типа, когда все внимание уделяется достижению цели, а к характеру избираемых средств проявляется полное пренебрежение, является центральным объектом анализа.  Согласно теории соц. аномии асоц. поведение ощутимо возрастает в случае, когда в об-ве превыше всего превозносятся определенные символы  успеха, якобы общие для населения в целом, в то время  как соц. структура этого об-ва ограничивает или полностью устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для значительной части этого же самого населения. Лит.: Социология преступности.  М., 1966; Яковлев A.M. Теория криминологии и социальная практика.  М., 1985. A.M. Яковлев.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me