Телеологическое Объяснение

(Ideological explanation) — объяснения типа "А происходит ради В" (А. Вудфилд, 1981). Здесь можно выявить три главные формы (см. также Телеология) : (а) целевое объяснение  целенаправленного поведения живых существ, особенно человека,  например, с точки зрения целей, мотивов, причин и т.д.; (б) функционалъные(истские) объяснения биологических или общественных характеристик с точки зрения (i) результата естественного или социального выбора и (и) их постоянного вклада (см. Функция)  в функционирование и сохранение рассматриваемого растения, животного, общества и т.д. (см. также Система;  Теория систем;  Эволюционная теория) , (в) оценки  работы механизмов, "ведущих себя" или "функционирующих" подобно живым существам (см. также Кибернетика) . Каждый согласен с тем, что люди действуют целенаправленно. Более того, в объяснении человеческой социальной деятельности ясно, что знание  убеждений и ценностей акторов часто во многом "объясняет" их деятельность.  Возникает вопрос: могут ли телеологические объяснения в этом смысле удовлетворять социологию (как утверждают некоторые социологи и философы, например, Уинч) или для данных целей требуются другие, даже совершенно отличающиеся, подобно значению термина  2 либо причинным объяснениям иных видов (см. Социальные факты как вещи;  Бихевиоризм) ! Другими примерами общих теорий, имеющих телеологический элемент,  являются теория  Гегеля и марксизм,  пытающиеся идентифицировать основное направление истории с точки зрения которого можно понять частные случаи. Хотя и весьма критикуемая (ср. Диалектический материализм;  Эпизодическая характеристика;  Постмодернизм) , идея о направленности в человеческой истории все еще фигурирует в работах  многих социологов (см. Прогресс;  Эмансипационная теория) . Существует небольшое разногласие по следующему вопросу соответствуют ли функциональные и эволюционные формы телеологии объяснению поведения животных и биологического царства в целом. Ведь обычно они — не более, чем одна из форм причинного объяснения. Те из них, которые направлены на конечные состояния или цели обществ — еще более спорные, ибо часто утверждают, что общества не имеют ни цели, ни потребности, за исключением целей и потребностей индивидуальных людей (см. также Методологический индивидуализм) . Тем не менее, функционалистские и эволюционные оценки занимают законное место в социологии и продолжают настоятельно поддерживаться во многих ее областях.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me