Сверх-я

(Супер-Эго, Идеальное-Я, Идеал- Я, Я-Идеал) — понятие  и гипотетический конструкт;  традиционно используется представителями интеллектуальных направлений, постулирующих идею о принудительно-репрессивном характере по отношению к человеческому "Я" институтов социализации, а также структур социальности и позиций "трансцендирования" /о последнем в данном контексте   3) настоящей статьи. — А.Г., Т.К./. 1) В учении З. Фрейда "С.-Я": А) Часть "Я" (Эго), в котором инициируются и развиваются главные составляющие комплекса  совести, моральных черт, идеалов и рефлексивных способностей человека:  самоконтроля, самонаблюдения и т.п.; представитель всех моральных ограничений и источник стремлений к нравственному совершенствованию. Б) Сфера осуществления процессов родительных интроекций. Понятие "С.-Я" впервые появилось в работе Фрейда "Я и Оно". Предполагается, что "С.-Я" отлично от сознания тем, что, включая в себя элементы  бессознательного, описывается в понятийных рядах общей теории психологии (а не этики). Кроме этого, инициируемые "С.-Я" санкции  и табу  принадлежат к прошлому опыту индивида  и нередко вступают в конфликт  с ценностями настоящего. Несмотря на то, что в психоанализе  интроекция родителей в сферу "С.-Я" трактуется основополагающим психическим процессом, конституирующим последнее, в современном фрейдизме господствует точка зрения, согласно которой "С.-Я" не может точно воспроизводить интроецированные образы  родителей, ибо в юном возрасте ребенок наделяет внешние объекты  преимущественно собственными характеристиками и свойствами. Избыточные жесткость и радикализм "С.-Я" нередко объясняются в этом контексте повседневным насилием  индивида над собственными чувствами в детстве, а также проявлением  черт эдипова комплекса. Энергетической основой "С.-Я" полагаются импульсы агрессии, продуцируемые Оно: в случае направленности агрессивных актов на самого индивида имеет место моральный мазохизм (обращение  садизма против себя, присущий неврозам навязчивых состояний или, по Фрейду, когда "желание мучать превращается в самоистязание и самонаказание"). Психотерапевтическая и психоаналитическая коррекция "С.-Я" традиционно осложнена сочетанием в его структуре результатов "архаических" младенческих интроекций, с одной стороны, и компонентов обретенного на базе жизненного опыта человека рефлексивного самосознания — с другой.  2) В языковых играх  некоторых субъектов контркультуры 1960-1970-х — Бог. Репертуары интеллектуально-нравственного террора,  осуществляемого идеологами "новых левых", предполагали деструкцию основополагающих общественных идеалов с целью  разрушения основ капитализма.  В 1960-е ниспровержение "С.-Я"-Бога акцентированно носило карнавально-эротический характер, фундированный романтическим утопизмом и кросс-культурным молодежным языком универсальных символов-паролей. Разрушение большей части сакральных табу в ходе сексуальной революции результировалось в эмоциональном пресыщении значительной совокупности людей и травмирующем проникновении бессознательного в сферу сознания. Коллективные и индивидуальные проблемы рядовых представителей постиндустриального общества были редуцированы бюрократическими социальными институтами до уровня вопросов терапевтического порядка: соответствующие фантазмы и "фанатизмы" устранялись интенсивным психоанализом, пропагандой поведенческих ритуалов и ценностных смыслов реинкарнации, освоением пространств и техник медитации — системной многомерной психотерапией эпохи нового нарциссизма  . Последний предполагал в качестве собственной сверхзадачи — обретение возможности преодоления любящего Другого — Бога. По мысли Фуко  , данные  процедуры поэтапно трансформируют историю как сферу Божественного промысла в сферу осуществления Логоса Другого: соответственно изменяется и статус  "С.-Я" в иерархии уровней мотивации человеческого поведения. 3) Согласно М. Мамардашвили, организация  человека в качестве "существующего существа" осуществляется посредством "постоянного сознания себя в актах мышления" или в состоянии "трансцендентального сознания" — одного из конституирующих начал "С.-Я". По мысли Мамардашвили, "сверхчеловеческое" — это некое предельное для человека состояние, лишь устремляясь к которому, лишь через собственное отношение  к которому человек способен создать себя в качестве человека. Переинтерпретируя мысль Декарта о том, что для воспроизводства бытия требуется вдвое больше усилий, чем для его творения, Мамардашвили утверждает: "Онтологическое устройство бытия воспроизводит себя лишь с включением нашего усилия...". "Личностные основания" мыслей людей, по Мамардашвили, могут быть охарактеризованы "принадлежностью другому пространству и времени": "нравственность  должна иметь де факто  некоторые абсолютные основания вневременного". В таком контексте "трансцендирование" предполагает не существование абсолютного вневременного мира, а, напротив, означает "выход человека за данную ему стихийно и натурально ситуацию, за его природные качества, способность соотнести себя с чем-то не в природе лежащем". Как полагал Мамардашвили, трансцендирование позволяет выходить за рамки и границы любой культуры, любой идеологии, любого общества и находить основания своего бытия вне зависимости от их временных изменений: "без форм и изначальных надындивидуальных устоев человек отбрасывается в сферу исторического бессилия, "немоготы". Ведущими принципами трансцендирования Мамардашвили считает "принципы  трех К": а) декартовский принцип cogito — любые события происходят не без участия сознания; б) кантовский принцип, постулирующий право  человека на осмысленность — особые умопостигаемые объекты, дающие возможность совершить акт познания или моральной оценки;  в) принцип Кафки, предполагающий ситуацию абсурда  и заставляющий человека выходить из нее, искать смыслы. С точки зрения Мамардашвили, трансцендирование — это не просто форма,  это "бесконечная форма всякой актуальности", это свобода  самоосуществления. Последняя в качестве принципиального условия трансцендирования не есть выбор, данная свобода суть "движение, путь человека к самому себе". "Внутренняя свобода", по Мамардашвили, — это размышление о том, "что больше тебя", это "реально явленная свобода в смысле освобожденности человека внутри себя от оков собственных представлений и образов". (Ср. у Дж. Брунера в "Психологии познания": "Три вопроса повторяются неизменно: что в человеке является собственно человеческим? Как он приобрел это человеческое? Как можно усилить в нем эту человеческую сущность?") А.А. Грицанов, Т.В. Комиссарова

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. сверх-я — орф. сверх-я, нескл., с. (филос.) Орфографический словарь Лопатина