Самнер (sumner) Уильям Грэм

(1840-1910) — американский социолог, профессор Йельского университета.  С. представил студентам систематизированный курс лекций по социологии "Наука  об обществе". Основными принципами социологии С. считал неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, а также всесилие и универсальность естественного отбора и борьбы за существование. Эволюция,  по С., прокладывает себе путь через борьбу за существование, которая столь же "естественна", как сама эволюция или гравитация. Социальное  неравенство,  с точки зрения С., выступает как естественное состояние  и необходимое условие развития цивилизации. Идея естественного отбора трактуется С. как идея естественности и закономерности социального отбора. Нарастание имущественного неравенства, по мнению социолога, — не препятствие общественному прогрессу,  а его предпосылка и условие. Тем не менее, приступив на основе социологического анализа  большого этнографического материала к изучению нормативных элементов общественной жизни, С. несколько отошел от традиционалистских представлений. Первичным фактором, определяющим развитие  общества и его социальную структуру, С. считал нравы  и "народные обычаи" , понимавшиеся им как всякий способ мышления, чувствования, поведения и достижения цели, общий для членов социальной группы. Анализируя механизмы формирования народных обычаев, или стандартизированных нормативов поведения, С. отмечал, что "действие,  в котором формируются народные обычаи, состоит в частом повторении мелких актов обычно большим количеством людей, действующих сообща или по крайней мере действующих сходным образом перед лицом одной проблемы". Абсолютизируя процессы  борьбы за существование и их роль  в человеческих сообществах, С. трактовал "народные обычаи" как бессознательно складывающиеся способы борьбы людей между собой и с окружающей живой природой. Основополагающими мотивами человеческих действий он считал голод,  сексуальную страсть, честолюбие и страх. Анализ механизмов возникновения обычаев и привычек С. осуществлял исходя из того, что способы деятельности, которые вырабатываются людьми для удовлетворения потребностей, постепенно становятся рутинными и выступают для индивида  уже как привычки. В результате этого индивид соответствует собственному общественному окружению как участник деятельности социальной группы, как существо, принимающее ее нормы.  Определенную популярность приобрели в западной социологии выработанные С. понятия "мы-группа"  и "они-группа", посредством которых фиксировались социальные отношения  и установки. По С., "мы-группа" характеризуется отношениями солидарности и сплоченности, а взаимоотношения "мы-группа" и "они-группа" — определенной напряженностью и враждебностью. Эти отношения, свойственные главным образом "примитивным обществам", С. непосредственно связывал с "этноцентризмом", понимаемым им как склонность  человека к восприятию и оценке окружающего мира сквозь призму представлений той социальной группы, к которой он принадлежит. Полагая, что собственная социальная группа  является для человека  центром всего, а все остальные ранжируются и оцениваются по отношению к ней, С. предложил представление об обществе как конгломерате конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель  жизни — поддержание ее самой. Это воззрение на общество  обусловило мнение  С. о том, что стихийная природа всех социальных процессов делает невозможным регулирование  людьми собственной общественной жизнедеятельности. Ограничившись в основном лишь социопсихологической интерпретацией изучаемых и реконструируемых процессов и явлений, С. тем не менее сумел получить ряд значимых результатов, в том числе — постановку проблемы о роли социальных норм в жизни людей. А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me