Ратценхофер Густав

(1842-1904) — австрийский военный теоретик, представитель социал-дарвинизма  в социологии. Р. — автор книг "Сущность и цель  политики" (1893), "Социологическое познание"  (1898) и посмертно опубликованной работы "Социология.  Позитивное учение о человеческих взаимоотношениях" (1907). По мнению Р., социология является особой философской наукой, выступающей в роли основы всех социальных наук и практической политики, поскольку она познает фундаментальные общественные закономерности. Основными явлениями и процессами социальной жизни Р. считал следующие: размножение и самосохранение индивидов, изменение  индивидуального и социального типов, борьбу за существование и абсолютную враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство  и подчинение,  чередование социализации и индивидуализации общественных структур, эволюцию интересов, государство,  глобальное общество.  Отрицая противоположность наук о природе и наук о духе, Р. полагал, что социологические закономерности близки химическим и особенно биологическим закономерностям. В качестве основной задачи  социологии Р. выдвинул изучение и описание  "взаимоотношений единиц сознания", коренящихся в биологии человека  и определяемых "первичной силой" и "внутренним интересом", являющими собой космическую силу и присущими всем общественным и природным явлениям. Разрабатывая идеи социального дарвинизма, Р. стремился к истолкованию "внутреннего интереса"  как регулирующего фактора  сознания и общественных процессов, как силы, обусловливающей борьбу за существование. Основой социологического учения Р. являлась концепция  конфликта интересов. Разделяя мнение  Гумпловича о конфликтной природе социального процесса,  Р. утверждал, что социальная жизнь  основывается на конфликте  противоречивых интересов социальных групп и индивидов. По его мнению, значительное разнообразие человеческих интересов может быть сведено к пяти основным типам: прокреативным (стимулирующим продолжение рода), физиологическим (связанным с питанием), индивидуальным (связанным со стремлением к самоутверждению), социальным (родственным и групповым) и трансцендентным (религиозным). В отличие от Гумпловича, придававшего социальному конфликту статус  извечной всеобщности, Р. стремился к выработке более взвешенной оценки  роли конфликта в общественной жизни и детальной разработке системы значений интересов, лишь намеченной его предшественником. Признавая первичность и универсальность конфликта, Р. тем не менее обращал особо пристальное внимание на выявление возможностей его социализации, которая понималась им как присущая конфликту тенденция  к самоликвидации. В качестве единственно реального пути преодоления социального конфликта Р. называл сотрудничество между людьми. Последнее, по его мнению, достижимо на основе действия закона  "приведения по взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов", который квалифицировался им как базовый закон социологии. Сформулированные Р. идеи о возможной регуляции различных общественных конфликтов стали в дальнейшем одним из распространенных мотивов западной социологии. Существенно важным моментом социологических изысканий Р. явилась систематическая разработка им теории борьбы за существование. В ее контексте  Р. довел антидемократическую направленность собственного учения до попытки доказательства того, что идеи равенства, интернационализма  и свободы являются фантомами, социальными иллюзиями. Многие же тезисы Р. (об общественно-исторической значимости насилия и подчинения; об истории общества как борьбе рас; о войне как "форме развития" общества) непосредственно смыкались с возникшей несколько позже идеологией геополитики . В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me