Парсонс Толкотг

(Parsons, Talcott) (1902-1979) — американский социолог, возможно, наиболее влиятельный в 20-ом столетии, и выдающийся представитель функционализма.  Поскольку круг его интересов был столь широким, трудно даже кратко суммировать главные идеи Парсонса. Среди наиболее ранних работ был перевод  "Протестантской этики и духа капитализма"  Макса Вебера, способствующий знакомству американских специалистов с творчеством Вебера. Главный труд  - "Структура  социальной деятельности" (1937) — содержал оценку теоретического наследия Парето, Дюркгейма и Вебера, но не Маркса, что характерно для Парсонса. С помощью этих мыслителей Парсонс попытался обеспечить решение  того, что назвал "проблемой социального порядка", благодаря которой общества не развивают "гоббсовскую войну всех против всех". На первой стадии Парсонс работал  в русле "сферы компетенции действия", считавшей социальную деятельность  "волюнтаристской". Основываясь на творчестве выбранных им теоретиков, он пытался достичь последовательной, "аналитической" социологической теории волюнтаристской социальной деятельности, отказавшись от всех теорий, представлявших социальную деятельность как чисто автоматический ответ на внешние стимулы  или стремившихся подходить к социальному порядку с точки зрения чистого "принуждения" либо "личного интереса" . В "Структуре социальной деятельности" и впоследствии ответ на "гоббсовский вопрос" состоял в том, что социальная деятельность  порождает и определяет нормы  и ценности.  Эти идеи были развиты в теории систем, особенно в "Социальной системе" (1951) и "К общей теории действия" (1951) (последняя написана совместно с Эдвардом Шилзом). Во взглядах Парсонса можно выявить три главных аспекта: (а) понятие  функциональных предпосылок общества; (б) концепцию социального порядка, характеризующую общества как внутренне взаимосвязанные и "самоподдерживающиеся" социальные системы, работающие во "внешней окружающей среде"; (в) общую теорию "действенных систем", основанную на работе Роберта Бейлза (например, "Рабочие  доклады в теории действия" Парсонса, Бейлза и Шилза, 1953) — см. Модель  подсистем. На заключительной стадии творчества Парсонс добавил неоэволюционную модель социального развития ("Общества: эволюционные и сравнительные перспективы", 1966) (см. Эволюционные всеобщности,  Неоэволюционизм) . Все его модели были чрезвычайно влиятельны в то время,  а его книги стали подлинными библиями для поколения функционалистских социологов. Однако акцент на главенстве норм и ценностей в сочетании с системным подходом (см. Кибернетическая иерархия)  вызвали большую критику в части функционализма и эволюционной теории (см. Функционалистское объяснение) . Возникло подозрение, что идеи содержали сверхсоциа-лизированную концепцию человека  и поощряли консерватизм.  В результате чего в 1970-1980-е гг., когда в американской социологии обще,е преобладание  функционализма также пришло в упадок, интерес к творчеству Парсонса уменьшился, хотя позднее незначительно возрос. Наряду с разработкой общей теории, существенны некоторые ее более краткие и эмпирические применения. Можно сказать, что очерки о роли больного, о власти, об образовании и о расовой интеграции лучше выдержали испытание временем, чем функционал истекая модель в целом. В них Парсонс демонстрирует острый аналитический талант в приложении общих концепций к частным случаям. Исследования на базе его концептуального наследия также были обширными, особенно исследование,  основанное на концепции образцовых переменных. Огромно влияние  Парсонса на американскую социологию. В Великобритании его рольбе/е noir заслонила его значительный вклад в теоретические подходы  к обществу. См. также Социальная интеграция и системная интеграция;  Миллс; Мертон; Теории среднего уровня;  Гоулднер.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me