Парк Роберт

(1864-1944) — американский социолог, идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы эмпирической социологии. Подход  П. к пониманию предмета социологии определялся пониманием  социальной системы как элемента  глобальной экосистемы. Социология  и экология  , согласно П., имеют в своем основании один и тот же принцип  рассмотрения систем и экология по своим задачам и методам близка социологии. Процессы,  происходящие в обществе, по П., зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Этот экологический принцип способствовал углублению системного взгляда на общество  в его единстве с природой. Равновесие  общества со средой достигается посредством эволюции форм конкуренции: животная соревновательность заменяется социальной. Эта идея П. подкрепляла вывод об однопорядковости борьбы за существование в природе и конкуренции в обществе. Социология, по П., изучает образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и "глубоко биологического феномена". Социальная эволюция  у П. проходит четыре стадии, и любой социальный  организм переживает четыре соответствующих порядка: экологический (пространственное, физическое взаимодействие) , экономический, политический и культурный. По мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи (пространственные, экономические, политические, и наконец, моральные) и общество достигает оптимальной "соревновательной кооперации" и "согласия"; вступает в силу формула "общество как взаимодействие". Если на макроуровне "биотические" силы проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных институтов, то на микроуровне "биотическая" природа человека  (как условие его изначальной свободы) выражается в способности к передвижению, в пространственном взаимодействии, миграции. Миграция  как коллективное поведение  образует, по мысли П., экологический порядок общества. Экономический, политический и культурный порядок представляют собой в совокупности "организацию контроля" посредством экономических законов, права,  нравов, обычаев, словом — "согласия". Таким образом, согласно П., общество выражает себя в "контроле" и "согласии", а социальное изменение  связано прежде всего с изменением  моральных норм, индивидуальных установок, состояния сознания, "человеческой природы" в целом. Эти изменения связываются П. с физической, пространственной, а затем и социальной мобильностью.  Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса  индивида  стали у П. предметом теории социальной дистанции. Классическая социальная экология  П. послужила теоретическим основанием исследовательской программы по изучению локальных сообществ в Чикаго. Г.Н. Соколова

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me