Память Социальная

Совокупность  социокультурных средств и ин-тов, осуществляющих отбор и преобразование актуальной соц. информации в информацию о прошлом (ретроспективную) с целью  сохранения накопленного обществ. опыта и передачи его от поколения к поколению. Понятие  введено в 60-70-х гг. XX в. советскими исследователями: Я. К. Ребане, В. А. Ребриным, Ю. А. Левадой и др. Ранее употреблялись близкие понятия: "коллективная память" , "коллективный мозг", "историч. память", "память человечества", "память мира". Во всех случаях подчеркивалось — память "совокупного субъекта" обладает новыми качествами, несводимыми к простой сумме качеств входящих в нее памятей индивидов (Б. Ф. Ломов). Изучение памяти как продукта  историч. развития психики человека  имеет длительную традицию в отечественной психологич. науке. Так, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и др. обосновали положение о том, что обществ.-историч. сдвиги не только вносят в психич. мир человека новое содержание, но и переводят сознание,  а значит, и процессы  памяти на качественно иные уровни. П.с, отражая в общих чертах историю развития памяти индивидуальной (в онтогенезе и филогенезе), имеет собственные принципы  организации и воспроизведения. В отличие от индивидуальной памяти П.с. всегда опосредствована памятью др. людей, знаковыми системами, орудиями и средствами труда,  воспринимаемыми как знаки.  В истории развития П.с. человечества можно выделить несколько последовательных этапов. По мере становления человеческого об-ва постепенно вырабатывался "общий фонд памяти" рода, племени, общины.  Усиление единства памяти и системы внутреннего мира имело огромное значение  в сплочении человеческих коллективов. Древнейшая, дописьменная форма  П.с. складывалась непроизвольно и стихийно. Для нее характерно отсутствие осознанной цели запомнить, сохранить и воспроизвести ретроспективную информацию. Из поколения в поколение  передавался только такой опыт, к-рый человек получал в процессе прямого общения с нами об-ва. Память молодых поколений опосредствовалась живой памятью старших к-рой была сугубо утилитарной. Иначе память старших поколений не предназначалась для использования в качестве орудия запоминания и воспроизведения информации. Об-во сознательно не ставило перед собой цель транслировать информацию во времени. Мифология первобытного об-ва — это не историч. знание,  т. е. знание о прошлом, а средство приобщения к настоящему. Новое знание накапливалось крайне медленно, и поэтому процесс обращения к прежнему опыту больше напоминал простое воспроизведение имеющегося знания, т. е. его репродукцию. После возникновения письменности, позволившей осознанно использовать искусственные знаки как орудия управления поведением  человека (Л. С. Выготский) и воспроизведения информации, репродуктивная память хотя и сохраняется, но перестает играть ведущую роль.  П.с. переходит во вторую, опосредствованную знаковыми системами реконструктивную форму. Реконструктивная форма П.с. характеризуется целенаправленным использованием знаковых систем как основных средств для сохранения и восстановления прошлого опыта в идеологич., познавательных и дидактич. целях. Реконструктивную форму памяти следует считать произвольной, т. е. такой, к-рая активно направлена на запоминание и восстановление важных с т. зр. данного об-ва и господствующих классов фактов и явлений. Однако подлинного овладения своей собственной памятью об-во достиг, только тогда, когда перешло от стихийного накопления ретроспективной информации к нательной ее концентрации в специально созданных для этого ин-тах-депозитариях. От архивов-библиотек древности, ведомственных архивов, кабинетов с раритетами и частных хранилищ был пройден путь к разветвленной сети общенац. библиотек, архивов, музеев и др. Благодаря целенаправленному отбору и организации информации в учреждениях-депозитариях П.с., а с ней и истории, сознание об-ва приобретали все большую хронологич. глубину и системную целостность. Все три истории, формы соц. памяти — репродуктивная, реконструктивная и конструктивная — сохраняются в современном обществ. сознании, выполняя свойственные только им функции. К основным носителям П.с. следует отнести: сознание живущих людей, т. е. память о соц. действиях самих участников событий; отчужденные от сознания, овеществленные источники знаковой информации и средства ее передачи, специально созданные для этой цели; вещественные объекты,  к-рые вообще не были предназначены для передачи информации (орудия труда в широком смысле слова). Соц. факторам, влияющим на увеличение объема, плотности и хронологической глубины П.с. (рост населения, увеличение продолжительности жизни, повышение уровня культуры, грамотности и т. д.), противостоят факторы,  ведущие к ее разрушению. Следует различать стихийные, нежелательные процессы дезорганизации П.с. — "обществ. амнезию" — и осознанные действия,  направленные на "забывание" малозначимой ретроспективной информации. К факторам, ведущим к дезорганизации П.с, следует отнести (кроме естественного старения носителей информации) их уничтожение в рез-те стихийных бедствий, войн, падения уровня культуры, идеологич. борьбы в классовом об-ве. В истории человечества известны случаи обществ. амнезии, т. е. полного или частичного забвения культурно-историч. опыта, утраты навыков его воспроизведения. В рез-те войн или др. катастроф, прерывавших соц. преемственность, целые народы  исчезли с историч. арены. Об-во, потерявшее П.с, перестает ощущать себя субъектом истории, так же как отдельный человек, потерявший память, теряет свою личность,  свое "Я". Помимо сохранения и упорядочения информации о прошлом механизмы П.с. служат также ее воспроизведению, т. е. актуализации. В целях актуализации ретроспективная информация  тем или иным способом извлекается из долговременной памяти, преобразуется и воспроизводится в текущем обществ. сознании. Каждый такой акт Ют непосредственного воспроизведения, предположим документа  в публикации, предмета в экспозиции музея, трансляции "живых" мемуаров временников средствами массовой коммуникации до сложнейшей аналитич. переработки ретроспективной информации в научн. исследовании) можно рассматривать как обращение  к "воспоминаниям" о значительных для данного состояния об-ва историч. событиях. Механизмы П.с. обеспечивают участие ретроспективной информации в формировании "картины мира" современного человека. Они придают ей историч. перспективу и целостность. Все объекты, включаемые в П.с., приобретают в рез-те упорядочения и описания потенциальную возможность быть актуализированными. Но фактическое их воспроизведение в новых историч. условиях детерминировано идеологией и нуждами текущей обществ.-политич. практики. В то же время  можно обнаружить общие принципы актуализации ретроспективной информации, к-рые следуют как законам ассоциативных связей (принципы смежности, сходства и контраста текущей жизни об-ва с его прошлыми состояниями), так и принципам целостности воспроизводимых в обществ. сознании образов прошлого. П.с. позволяет об-ву осознавать свое место в истории человечества, обосновывать значимость собственной культуры и соотносить ее с подлинными ценностями др. культур. Лит.: Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод/ /Философские проблемы исторической науки. М., 1969; Ребрин В.А. Методические проблемы социального общественного сознания. Новосибирск, 1974; Ребане Я.К. Принцип социальной памяти//Филос. науки. 1977, № 5; его же. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания//Вопросы философии. 1982, № 8; Колеватов В.А. Социальная память и познание.  М., 1984; Илизаров Б.С. Роль ретроспективной социальной информации в формировании общественного сознания (в свете концепций о социальной памяти)//Вопросы философии. 1985, № 8. Б.С. Илизаров.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me