Опредмечивание И Распредмечивание

Понятия, оформившиеся в историко-философской традиции  на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма.  Исходную проработку идея О. и Р. получила прежде всего в философии Г. Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальный  статус и терминологическое закрепление понятия О. и Р. получили в марксизме . Будучи введены в теоретическую схему в контексте  критики гегелевского наследия и переформулировки задач философии, понятия О. и Р. употреблялись Марксом как фундирующие его идеи развития "родовой сущности" человека  (деятельностной, практической самореализации и саморазвития индивида) ; отчуждения (превращения деятельности и ее результатов в противостоящие ее субъектам, господствующие над ними, враждебные ему); фетишизма (деперсонализации человека и персонализации вещей); господства овеществленного труда  над живым трудом (превращения субъекта в объект  манипулирования через лишение его контроля над условиями, средствами и продуктами труда); превращенных (иллюзорных) форм сознания. Позднее этот круг идей переосмысливается Марксом в концепции овеществления (приобретения отношений между людьми видимости отношений между вещами). Этот круг идей был вновь актуализирован в различных версиях неомарксизма  с упором на анализ  процессов и результатов отчуждения, а также на рассмотрение овеществления как базового явления по отношению к отчуждению и фетишизации и как феномена, противоречащего человеческой природе. Марксистская концепция  О. и Р. оказалась интересной и востребованной прежде всего в качестве диалектики "деятельностных способностей" субъектов, актуализированной и разработанной в продвинутых теориях  советской философии. Здесь стало классическим понимание:  1) О. как перехода в предмет и воплощения в нем человеческой способности (что собственно и делает предмет социокультурным феноменом через снятие схемы с деятельности и воплощение ее в культурной — знаково оформляемой и ценностно нагружаемой — форме, что сдвигает анализ с процессов овеществления на схватывание ценностно-смысловых характеристик объекта); 2) Р. как делания (социокультурной компоненты) "сущности" предмета достоянием человека, в результате чего происходит развитие  человеческой способности (через усвоение и критическое переосмысление социокультурного опыта). В неклассической философии использование фигур О. и Р. встречается достаточно редко, они существенно переосмыслены и нетрадиционно ангажированы в феноменологии Э. Гуссерля (установка  на экспликацию сознания через механизм феноменологической редукции, обернутый не на предмет, а на мышление и действие,  с целью  выявления смысловых горизонтов, эйдосов, способов конституирования значений, процедур типизации и т.д.), феноменологической социологии, этнометодологии, феноменологической версии социологии знания. Переосмысление проблематики О. и Р. и самой терминологии во многом произошло в результате "эпистемологического поворота" в философии и социогуманитарном знании. Так, в генетической эпистемологии Ж. Пиаже оформилась концепция интериоризации как формирования внутреннего плана  сознания — аналогичные идеи высказал в концепции работы со знаками Л. Выготский ; первоначальная же трактовка интериоризации как механизма усвоения коллективных представлений в индивидуальном сознании была предложена Э. Дюркгеймом . В целом же эпистемология  переориентировала (как и с других позиций — феноменология)  идею О. и Р. с рассмотрения отношения человек — предмет (вещь) на отношение  человек — знание  (предметно, дисциплинарно организованное). В этом контексте Р. начинает пониматься как критически-аналитическая процедура  Р. понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д., а О. как построение новых предметных понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д. (т.е. как проективно-конструктивная процедура). Близкое этому, но вполне самостоятельное и оригинальное понимание О. и Р. предложено в системно-мыследеятельностной (СМД) методологии . Здесь они понимаются как технологии Р. знания (снятия содержания и выхода в "чистую" рамку) посредством "выталкивания" его носителей (в коммуникации и/или организационно-деятельностной игре) в рефлексивную позицию и освоение в проектном режиме новых способов работы со знанием с последующим новым заполнением "чистой" рамки, т.е. переходом к технологиям  О. В целом работа  в режиме О. и Р. трактуется как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления. Определенным типологическим аналогом идее О. и Р. выступают идеи чтения — письма, деконструкции и т.д., сформулированные в рамках разных версий постструктурализма.  В.Л. Абушенко

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Опредмечивание и распредмечивание — Категории марксистской философии, выражающие собой противоположности, единством и взаимопроникновением которых является человеческая предметная деятельность. Большая советская энциклопедия
  2. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ — ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ – категории марксистской философии, выражающие собой противоположности, единством и взаимопроникновением которых является человеческая предметная деятельность. Новая философская энциклопедия
  3. Опредмечивание и распредмечивание — Категории культурологии, выражающие характерные особенности практической деятельности человека; опредмечивание – процесс перехода и воплощения человеческих знаний и способностей в предмет, благодаря чему он становится общественным по своей природе... Словарь по культурологии