Милль (mill) Джон Стюарт

(1806-1873) — основатель английского позитивизма,  экономист, социолог, этик, логик, теоретик либерализма.  Член палаты общин английского парламента (1865-1868). М. внес значительный вклад в становление социологии и разработку эмпирических методов социальных исследований. Обращения М. к проблемам  социологии было вызвано неудовлетворенностью утилитаристской моделью  анализа поведения человека  и концепцией "экономического человека", слишком упрощающих реальность и не учитывающих влияния многообразия факторов социальной и культурной среды. М. много сделал для пропаганды в Англии идей Конта . Однако между их социологическими взглядами существуют принципиальные различия: Конт — социологический реалист, М. — последовательный номиналист. В связи с этим М. полагал, что универсальный характер имеют только законы  индивидуальной психологии. Потребность  же в социологии вытекает из факта  невозможности наблюдения человека вне социальных связей. Однако законы социологии обладают потенциалом объяснения (необходимо лишь предостерегаться от необоснованных экстраполяций абстрактных представлений). Психологический редукционизм  приводил М. к выводам о том, "что все общественные явления суть порождения человеческой натуры". Разногласия между М. и Контом были первой в истории социологии версией спора между психологизмом и социологизмом, редукционизмом и холизмом. Экономические и социологические взгляды М. изложены в работе "Основания политической экономики с некоторыми приложениями к общественной философии" и в монографии "Огюст Конт и позитивизм" (1865). М. известен также разработкой индуктивной логики и попыткой эмпирического обоснования с ее помощью социологии. Индуктивная логика  трактовалась им как методологическая основа обобщения фактов и доказательства выводов. Он впервые разработал основные схемы логического анализа  причинно-следственных связей в социальном эксперименте:  методы  единственного сходства и единственного различия, сопутствующих изменений и остатков ("Система  рассудочной и индуктивной логики". Тт. 1-2, 1843). Ориентируясь на образцы естественных наук, М. придавал большое значение  применению в социальных науках  статистических методов. Однако возникшие методологические проблемы привели его к отрицанию возможности применения эксперимента в социальных науках. Философские идеи М. в основном развивали принципы  этического утилитаризма  И. Бентама ("Утилитаризм", 1863) с позиций либерального реформатора. Заметно влияние  на него Дж. Беркли и Д. Юма. Другие работы М.: "О свободе" (совместно с женой Г. Тейлор, 1859); "Размышления о представительном правлении" (1861); "Утилитаризм" (1861); "Обзор  философии сэра Вильяма Гамильтона..." (1865); "Подчиненность женщины" (1869); "О религии" (очерки, опубликованы посмертно, 1874) и др. А.П. Лимаренко

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me