Механическая И Органическая Солидарность

Центральная проблема  для Дюркгейма — проблема социальной солидарности. Солидарность  для него — синоним общественного состояния. Согласно Дюркгейму существует 2 вида солидарности: механическая и органическая. Механическая солидарность. Присуща неразвитым, архаическим обществам. Здесь солидарность определяется похожестью составляющих общество  индивидов, аналогичностью социальных функций, выполняемых этими индивидами. Механическая солидарность возможна посредством поглощения индивидуальности коллективом. Механической солидарности соответствует репрессивный закон,  функция  которого — наказать индивида,  нарушающего закон или обычай.  Органическая солидарность.  Присуща развитым обществам, где каждый индивид выполняет специфическую функцию в соответствии с разделением труда.  Поскольку разделение труда  ослабляет коллективное сознание,  то становится главным источником органической солидарности. Каждый индивид здесь — личность.  Органической солидарности соответствует реститутивный закон, функция которого — произвести обзор  прошлого, чтобы привести его к нормальной форме. Дюркгейм считал, что социальная солидарность  обеспечивается разделением труда. В своей работе "О разделении общественного труда" он доказывал, что разделение труда — это тот фактор,  который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования  утратили былую силу. Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает следующую теорию. Если в архаических ("сегментарных") обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в "коллективном сознании" ("механическая солидарность"), то в развитых ("организованных") социальных системах  она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной зависимости и взаимообмене ("органическая солидарность"), причем "коллективное сознание"  здесь не исчезает, но становится более общим, действует в более ограниченной сфере. Разделение труда — это фактор, который обуславливает переход от первого типа обществ ко второму. Следствием разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни. Рост противоречий между трудом и капиталом он выводил из слишком высоких темпов социального развития. Он различал такие "патологические формы" капитализма,  как аномия,  социальное  неравенство,  неадекватная организация  разделения труда.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me