Мак-дугалл (mcdougall) Уильям

(1871-1938) — англо-американский психолог и социальный  психолог, представитель инстинктивизма  в социологии. С 1920 М. работает профессором американского университета  в Гарварде, с 1927 — университета в Дьюке (Северная Каролина). М.-Д. разработал концепцию инстинктов социального поведения, подводя под любое человеческое действие  соответствующий инстинкт.  Провозгласив психологию "основным базисом", на котором должны быть построены все социальные науки — этика,  экономика,  наука  о государстве, философия,  история,  социология,  М.-Д. стремился создать психосоциальную систему общественных дисциплин. Главное место в учении М.-Д. занимают социально-психологическая теория  личности и дифференцированная классификация  социальных инстинктов, импульсов, эмоций. По его мнению, основной движущей силой поведения человека  являются инстинкты, и вследствие этого теоретической основой всех общественных дисциплин должна стать "психология  инстинкта". Подменяя собственно социологический подход  психологическим инстинктивизмом, М.-Д. понимал инстинкт как "врожденное, или природное, психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида  воспринимать определенные объекты  или обращать внимание на них и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение, действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, испытывать импульс к такому действию". По мнению М.-Д., "инстинкты" являют собой наследственно определенные каналы  разрядки нервной энергии. Они состоят из афферентной (воспринимающей, рецептивной) части, ответственной за то, как воспринимаются предметы и явления центральной части, благодаря которой мы испытываем специфическое эмоциональное возбуждение при восприятии данных предметов, и эфферентной (двигательной) части, которая обусловливает характер нашей реакции на эти предметы. М.-Д. выделял 18 основных инстинктов, обусловливающих поведение  человека. Среди них инстинкты любопытства, драчливости, воспроизведения себе подобных, самоуничижения и т.д. Главенствующим инстинктом М.-Д. считал стадный инстинкт. Примитивизируя различного рода социальные процессы  и явления, М.-Д. произвольно сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов. Так, в соответствии с собственной гипотезой о причинах  во-оруженного насилия он характеризовал войны как вечные и неизбежные проявления инстинкта драчливости, в основе же религии, по М.-Д., лежит комплекс  инстинктов, среди которых особое внимание он уделял комплексам любопытства, самоуничижения и эмоционального возбуждения. Всего же М.-Д. выделил семь пар основных инстинктов и эмоций. По его мнению, каждому первичному инстинкту соответствует определенная эмоция,  которая подобно инстинкту является простой и неразложимой и проявляется в виде субъективного коррелята инстинкта. Например, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинкту драчливости — эмоция гнева, инстинкту воспроизведения — эмоция сексуальной ревности и т. д. С точки зрения М.-Д., в ходе развития эмоциональной сферы человека различные эмоции  объединяются в более сложные группы и приобретают иерархическое строение. При этом подчеркивалось, что если комплекс эмоций индивида организован вокруг стабильного объекта, то происходит развитие  чувства. Из всех человеческих чувств М.-Д. особо выделял "эготическое чувство"  как доминирующее в сложившейся структуре характера человека. Этим чувством, по М.-Д., обусловливается формирование содержания и формы человеческого "Я", которое в целом соответствует общему социальному фону. Примечательной в учении М.-Д. была трактовка им социальных процессов как процессов, изначально устремленных к некой биологически значимой цели. Главным признаком живого является "горме" — некая движущая телеологическая сила  интуитивного характера. Считая стремление к цели базисным признаком поведения животных и человека, М.-Д. хотел создать целевую "гормическую психологию", в которой это поведение могло бы получить соответствующее объяснение.  Однако в конечном счете эти попытки не увенчались успехом. В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me