Леви-стросс Клод

(Levi-Strauss, Claude) (1908- ) — родившийся в Бельгии французский социальный  антрополог, интеллектуальный наследник Дюркгейма и Мосса, хотя и испытавший сильное влияние  Маркса, Фрейда, Якобсона. Будучи главной фигу- и рой в современном структурализме,  Леви-Стросс утверждал, что Маркс и Фрейд развили структуралистский метод  анализа,  стремясь постичь поверхностную действительность посредством обращения к более глубоким структурным уровням. Главное место в его творчестве занимает созданная им классификация  родства и мифологий в племенных обществах (см. также Тотемизм) . Его труды  включают: "Структурную антропологию" (1963), "Элементарные структуры родства" (1969), "Дикий разум"  (1969), "Тотемизм" (1963) и "Мифологии" (в 4-х т.) (1969—1978). Отличительной особенностью его работ является попытка раскрыть универсальные правила, лежащие в основе повседневных действий и обычаев. Культура  призвана воплотить принципы,  отражающие существенные особенности человеческого разума — "двоичные классификационные системы". Влияние лингвистики, особенно фонологии, привело Леви-Стросса к формулировке основной задачи  антропологии, состоящей в открытии семиотических и, следовательно, когнитивных структур, находящихся в глубине социальной деятельности. Именно с этой точки зрения он размещает чистые системы "контрастирующих классов", на базе которых существуют системы брака  и мифов. Эти структуры наслоены, но одни и те же могут быть в основании различных поверхностных структур в обществах, так что одна может освещать другую. Это — самые глубокие уровни, которые Леви-Стросс рассматривает как "когнитивные" и которые делают возможной реконструкцию универсалий человеческого мнения. Хотя пласты структуры систематичны и упорядоченны, непосредственно они не доступны сознанию; они — подсознательные структуры, воссоздаваемые в научной логике. Наличие подобных логических систем было недавно оспорено постструктуралистами. настаивающими на фрагментарном, открытом, неуловимом и ускользающем характере семиотических доказательств (см. Деконструкция) . Но в ходе анализа рационального сознания и "децентрирования" субъекта такие исследователи продолжают критиковать прозрачность  деятельности, коммуникации, институтов и истории, социология  обязана Леви-Строссу.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me