Концепции Социологического Объяснения

В социологии существуют различн. методологические и теоретич. ориентации (напр., натуралистич. и гуманистич.), своеобразие к-рых находит свое выражение в трактовке социологич. объяснения. О. Конт, пытавшийся построить социологию как физику социальную (см.), считал, что сущность социологич. объяснения — в подведении соц. явления под какой-либо естественный закон,  управляющий об-вом. Для Г. Спенсера социологич. объяснение  часто сводится к поискам соц. процессов, аналогичным процессам, происходящим в организме животного (см. Органицизм) . Совершенно иной способ социологич. объяснения был предложен В. Дильтеем. Для него наука  о природе и наука об истории — это принципиально различные типы знания, отличающиеся и по содержанию лежащего в их основе опыта (внешний в первом случае и внутренний во втором), и по типу реальности, с к-рой они имеют дело (в природе господствует механическая причинность, а в об-ве — телеологизм, связанный со свободной волей человека) . Историч. наука должна опираться на целостный внутренний человеческий опыт, применяя метод  "сопереживания" и понимания. Постижение исторических явлений есть не соотнесение с к.-л. соц. или историч. законом, а процесс  понимания, толкования  этого явления историком или гуманитарием. Наиболее развитую концепцию социологич. объяснения, связанную с категорией "понимания", предложил М. Вебер. Объяснить соц. мир, согласно М. Веберу, это значит понять и объяснить действие социальное  (см.) человека. Социология  - это наука, к-рая хочет понять смысл и истолковать человеческое действие,  и т.обр. причинно объяснить его протекание и последствия. Объяснить соц. действие человека — это значит понять его, т. е. открыть в качестве его причины его внутренний смысл, его реальные внутренние мотивы  и значение  для человека и для об-ва. Вебер подчеркивал, что понимание  смысла должно быть основано не на интуиции и сопереживании, а на рациональных, научн. методах исследования и обоснования. В современной зап. социологии социологич. объяснение — это объяснение соц. поведения человека. Оно может осуществляться в терминах: 1) смысла, значения соц. действия, соц. мотивации действующего лица, ценностных ориентации и нормативного контроля ("понимающая" интерпретация) ; 2) функций определенных типов поведения, действия по отношению к нек-рому соц. целому — группе, организации, об-ву (структурно-функциональное социологич. объяснение); 3) стимула  - реакции, входа — выхода, научения, вознаграждения,  независимых и зависимых переменных (естественно-научн., необихевиористская интерпретация). Следует иметь в виду, однако, что реально осуществляемые способы социологического объяснения представляют собой, как правило,  некрое соединение этих принципов. Н.Ф. Наумова, Е.П. Никитин

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me