Каутский (kautsky) Карл

(1854-1938) — немецкий историк, экономист, социолог и публицист, один из лидеров и теоретиков социал-демократии и II Интернационала. С 1874 по 1879 учился в Венском университете.  В 1874 К. примкнул к социалистическому движению, был близок с лассальянством. В 1875 вступает в социал-демократическую партию. С начала 1880-x К. активно печатается в социал-демократической прессе. В 1883 основал журнал "Новое время"  ("Die Neue Zeit"), теоретический орган германской социал-демократии, редактором которого он был со дня открытия до 1917. С 1890 постоянно живет в Германии, активно участвуя в деятельности Германской социал-демократическое партии, а затем II Интернационала. В 1934, после прихода к власти фашистов, переезжает в Вену, а после захвата Австрии фашистской Германией (в 1938) уезжает в Прагу, а затем в Амстердам, здесь же в этом году умирает. Философско-социологические взгляды К. претерпели сложную эволюцию. Во второй половине 1870-х и начале 1880-х он находился под влиянием  теории Ч. Дарвина и философии позитивизма  (Спенсер — , Дж.С. Милль). В работах  этого периода — "Влияние роста народонаселения на прогресс  общества" (1880), "Социальные инстинкты  в мире животных" (1883) — пытался объяснить историю человеческого общества дарвиновской теорией борьбы за существование. Утверждая, что законы  роста народонаселения являются исходными при рассмотрении проблем социальной философии, К. усматривал движущие силы общественного развития в инстинктах человека.  В дальнейшем К. написал ряд работ, пропагандировавших марксистскую теорию — "Экономическое учение Карла Маркса" (1887), "Томас Мор и его утопия"  (1888), "Предшественники новейшего социализма"  (1895), "Предшественники социализма" (1909-1921), "Этика  и материалистическое понимание истории"  (1-2 тт., 1927-1929) и др. Большое внимание в его трудах было уделено проблемам  природы и движущих сил социальных революций, теории государства, взаимодействию личности и народных масс в истории, роли религии в историческом процессе  и т.д. К. выдвинул т.наз. "теорию ультраимпериализма", провозглашавшую наступление новой фазы мирного развития капитализма  и изживания его противоречий, что в перспективе ставило под вопрос неизбежность и целесообразность пролетарских революций. Идейная эволюция,  которую прошел К. в своих социально-политических воззрениях, выразилась в том, что в 1910-1912 он становится идеологом центризма,  а в 1917 в знак  протеста  против политики руководства социал-демократии Германии выходит из партии, оставляет пост редактора "Нового времени" и организует независимую социал-демократическую партию Германии (ее существование было, впрочем, недолгим). Октябрьский (1917) переворот  в России К. встретил негативно, выступал против установления диктатуры пролетариата  - в защиту демократии. Об этом он написал ряд статей и брошюр: "Демократия  и диктатура" (рус. перевод  1918); "Демократия или диктатура" (рус. перевод 1921); "От демократии к государственному рабству" (1921). К. — одна из наиболее крупных фигур международного рабочего движения. Стремление К. подвергнуть ревизии политические доктрины марксистского толка явилось выражением переосмысления значительной частью европейских интеллектуалов социал-демократических ориентаций, путей и методов борьбы за социальную справедливость  и социализм, их неприятие псевдопролетарских государств, а также переворотов, инициируемых профессиональными революционерами. В контексте  общественных изменений, произошедших на Западе  в 20 ст., особую значимость приобрели социологические выводы К. о формировании в социальной структуре индустриального общества нового класса  - "среднего класса" работников нефизического труда.  Будучи вовлечены в процессы материального производства, они тем не менее, по мысли К., располагаются несравненно ближе к социальным позициям  буржуазии , нежели к положению представителей пролетариата . Согласно К., эти "новые средние слои" способны сформировать критическую массу стабильности буржуазного общества. В оценке социальных перспектив западного общества прогнозы  К. оказались неизмеримо точнее пророчеств Маркса . И.Н. Андреева

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me