Капитализм И Капиталистический Способ Производства

(capitalism and capitalist mode of production) — форма  экономики, в которой: (а) средства производства  (капитал)  являются частной собственностью  и управляются в частном порядке; (б) рабочая сила  нанимается за денежную заработную плату владельцами капитала (капиталистами); (в) целью  производства служит создание прибыли через продажу товаров на рынке свободной конкуренции; (г) прибыль  присваивается владельцами капитала (см. Прибавочная стоимость) ; (д) система  внутренне динамична благодаря основе конкурентного накопления капитала (см. Накопление капитала). Капитализм и капиталистический способ производства  Капитализм может быть также определен как "всеобщее товарное производство"  (Мандель, 1962), ибо "внутреннее потребление" , а также "производство" осуществляются в товарной форме, и человеческий труд  тоже становится товаром. Для Маркса и Вебера, чьи работы оказали глубокое влияние  на осмысление и понимание  капитала, капитализма  и капиталистического способа производства (последний термин  — один из наиболее употребимых Марксом), данные  понятия — идеально-типичные. Следовательно, на практике невозможно найти экономику, в точности соответствующую чистому типу, и обычно обнаруживается сочетание элементов нескольких разных теоретических форм способов производства. Например, западные общества представляют собой смешанные экономики, включая социалистические и капиталистические экономические параметры,  хотя по-прежнему могут рассматриваться как преимущественно капиталистические общества. Таким образом, капитализм принимает различные формы, систематически отклоняясь от чистого типа капитализма свободной конкуренции, например, от монополистического капитализма и развитого капитализма. Даже совпадая во многих аспектах определения капитализма, Маркс и Вебер значительно расходились в деталях его характеристик. Для Маркса поверхностные явления капиталистических рыночных отношений предполагают "честность" этой формы экономики, но лежащие в ее основе экономические и социальные отношения  между капиталистами и трудом построены на эксплуатации (см. также Капиталистический трудовой контракт;  Отчуждение) . Для Вебера капитализм имеет иррациональные особенности, но важнейшая его особенность — "рациональная" природа, в отличие от предшествующих форм экономики (см. Рационализация;  Типы социальной деятельности) . Социология  проявляет интерес  и к характеристикам капитализма как экономической и социальной системы, и к происхождению капитализма, его отношениям с другими типами систем (см. Теория зависимости) , а также к силам,  способным приводить к его трансформации или замене. Происхождение  капитализма. Если Маркс подчеркивал наличие внутренне присущих экономическим отношениям феодализма  черт, ведущих к возникновению капитализма, многие социологи, включая Вебера, выделяли независимое влияние идей (см. Протестантская этика) . Последующий, но оспариваемый теоретический подход  объясняет первоначальное появление капитализма в западных, а не в азиатских обществах, с точки зрения решающих различий в сужающей среде и культуре между Востоком и Западом (см. Азиатский способ производства и азиатское общество;  Гидравлическое общество;  Восточный деспотизм) . Значительные дебаты ведутся также внутри марксистской теории и историографии. Для одних главными оказываются неотъемлемые особенности феодализма в переходе от феодализма к капитализму (например, Добб, 1946), для других — более "случайные" факторы  (например, приток золота из Нового Света или демографические изменения, включая эпидемии, нарушающие соотношение сил внутри феодализма). Кардинальных пунктов такого разделения мнений внутри марксизма  существует множество. Но первая из вышеупомянутых позиций дает возможность поддержать модель  внутренне присущих сил в социальном изменении, благодаря, которым можно ожидать повсеместной смены докапиталистических социальных формирований на капитализм, а упор на случайные факторы  ставит под сомнение любое из таких предположений. Трансформация капитализма и переход к социализму.  Много противоречий и относительно факторов, способных привести к трансформации капитализма. В классических версиях марксизма развитый капитализм содержит внутренне присущие ему противоречия (например, увеличение разрушительной конкуренции между капиталистами, усиление тенденции к кризису, растущие классовые различия), способствующие, как ожидалось, пролетарской революции и замене капитализма социализмом. Однако там, где эта замена произошла на деле, она, как правило,  осуществлялась политически и в экономиках,  не отвечавших в полной мере условиям Маркса для осуществления подобных переходов. Для Вебера и многих современных социологов, у капитализма не может быть выявлено внутренне присущей ему тенденции к окончательному кризису (ср. Органическое строение капитала;  Тенденция нормы прибыли к понижению) . Напротив, многие теоретики подчеркивают способность капитализма к саморегулированию, а экономические кризисы  объясняют его корректировкой, а не похоронным звоном (см. также Кризис капитализма). Капитализм и "посткапитализм". Утверждения о произошедшем разделении собственности и управлении ею в современных западных обществах привели некоторых теоретиков к выводу, что эти общества лучше называть "менеджерскими" или даже "посткапиталистическими", а не капиталистическими (см. Революция менеджеров) . Для большинства, однако, существенные черты капиталистических обществ — частная собственность на средства производства,  производство ради прибыли, менеджерский класс,  все еше функционирующий как капиталистический, недружелюбное отношение  к экологии — сохраняются, несмотря на признание изменений в форме вследствие внутренне присущего динамического и непостоянного характера (см. Также культурные противоречия капитализма;  Финансовый кризис в капиталистическом государстве;  Кризис легитимации) . Альтернативы капитализму — социализм,  коммунизм  — также рассматриваются как проблематичные.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me