Иллич Иван

(Illich, Ivan) (1926— ) — родившийся в Вене философ, сторонник доктрины свободы воли, социальный  критик и одно время  священник римско-католической церкви, в настоящее время обосновавшийся в Мексике, чей провокационный критический анализ  экономического развития привлек большое внимание. Иллич считал, что так называемое экономическое развитие  в действительности ведет к разрушению народных навыков, которыми прежде обладали люди в самодостаточных доиндустриальных экономиках.  Согласно Илличу, люди становились все более зависимыми от профессионалов, экспертов и специалистов в удовлетворении многих своих фундаментальных потребностей (например, в медицинском обслуживании и обязательном обучении). Обеспечение такими услугами часто превращалось в радикальные монополии, и с разрушением прежних традиций не остается иного варианта, кроме как обращаться за помощью к такому сервису, а предлагаемые им услуги разными способами истощают и дегуманизируют людей, ведя к "пассивному потреблению" и зависимости. Предложенные Илличем решения состоят в более демократических, парти-сипационных структурах,  способствующих человеческой автономии. Так, вместо обязательного образования — доступ к выбору "рамок образования"; вместо иерархически управляемых услуг — учреждение "сети коммуникаций" для взаимного их обмена.  Кроме того, "высококвантовые виды энергии ухудшают социальные отношения" , а также физическую среду. Соответственно велосипед является средством транспорта, наиболее совместимым с принципами равноправия. Хотя идеи Иллича утопичны и полемичны, сочетание религиозного романтического консерватизма  с радикальным критическим анализом стимулировало социологические поиски. Главные работы Иллича: "Общество  альтернативного обучения" (1972), "Инструментальные средства для сосуществования" (1973), "Медицинская Немезида: конфискация здоровья" (1975) и "Призрачный труд"  (1981). См. также Альтернативное обучение;  Скрытая программа;  Иатрогеническая болезнь. 

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me