Дискурс, Дискурсия

(франц. discour — речь)  — в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение,  манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах) , необходимых для понимания текста  , т.е. дающих представление об участниках коммуникации , их установках  и целях, условиях производства и восприятия сообщения. Д. выступает вербальной формой объективации содержания сознания, регулируемой доминирующим в наличной социокультурной традиции   типом рациональности. Традиционно Д. имел значение  упорядоченного письменного, но чаще всего речевого сообщения отдельного субъекта. В последние десятилетия термин  получил широкое распространение в гуманитаристике и приобрел новые оттенки значения. Частое отождествление текста и Д. связано, во-первых, с отсутствием в некоторых европейских языках термина, эквивалентного фр.-англ. discours (e), а во-вторых, с тем, что ранее в объем понятия "дискурс"  включалась лишь языковая практика.  По мере становления дискурсного анализа  как специальной области исследований, выяснилось, что значение Д. не ограничивается письменной и устной речью, но обозначает, кроме того, и внеязыковые семиотические процессы.  Акцент в интерпретации Д. ставится на его интеракциональной природе. Д., прежде всего, — это речь, погруженная в жизнь,  в социальный  контекст (по этой причине понятие  "Д." редко употребляется по отношению к древним текстам). Д. не является изолированной текстовой или диалогической структурой, ибо гораздо большее значение в его рамках приобретает паралингвистическое сопровождение речи, выполняющее ряд функций (ритмическую, референтную, семантическую, эмоционально-оценочную и др.). Д. — это "существенная составляющая социокультурного взаимодействия" (ван Дейк — ). Социально-философское звучание термин "Д." приобрел благодаря работам  Фуко . Д. понимается им как сложная совокупность  языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте,  который они подразумевают. В "археологических" и "генеалогических" поисках Фуко  Д. оказывается своеобразным инструментом познания, репрезентирующим весьма нетрадиционный подход  к анализу культуры. Фуко интересует не денотативное значение высказывания, а, наоборот, вычитывание в Д. тех значений, которые подразумеваются, но остаются невысказанными, невыраженными, притаившись за фасадом "уже сказанного". В связи с этим возникает проблема  анализа "дискурсивного события" в контексте  внеязыковых условий возникновения Д. — экономических, политических и др., которые способствовали, хотя и не гарантировали его появление. Пространство  "дискурсивных практик" обусловлено возможностью сопрягать в речи разновременные, ускользающие из-под власти культурной идентификации события, воспроизводя динамику реального. В Д. Фуко обнаруживает специфическую власть  произнесения, наделенную силой нечто утверждать. Говорить — значит обладать властью говорить. В этом отношении Д. подобен всему остальному в обществе — это такой же объект борьбы за власть. Во многом благодаря работам Фуко, Альтюссера  , Деррида , Лакана французская школа дискурсного анализа отличается большей философской направленностью, вниманием к идеологическим, историческим, психоаналитическим аспектам Д. Сегодня анализ Д. представляет собой междисциплинарную область знания; теория  Д. развивается в социологии, лингвистике текста, психолингвистике, семиотике, риторике. А.Р. Усманова

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me