Де-роберти (де-роберти Де Кастро Де Ла Серуа) Евгений Валентинович

(1843-1915) — русский философ и социолог. Де-Р. выступал с позиций "социального психизма", напоминающего в своих исходных посылках социологизм  Э. Дюркгейма . Негативно относился к марксизму,  посвятив анализу  социологии К. Маркса специальную статью. Принимал участие в создании Русской высшей школы общественных наук в Париже и первой отечественной социологической кафедры в Психоневрологическом институте.  После цензурных запретов (глава Синода — К.П. Победоносцев — потребовал одновременно светской и духовной цензуры для сочинений Де-Р.), Де-Р. переехал в Париж, где стал членом местного Общества социологии. Наиболее интересная работа  Де-Р. — "Социология  действия" (1908), демонстрирующая его близость к идеям Дюркгейма, — так и не была переведена. Де-Р. отождествлял социальные изменения  с психологическими процессами. Не разделяя распространенное мнение  о том, что социология призвана теоретически реконструировать общественные законы  и закономерности, Де-Р. предлагал включать в ее предмет даже мораль,  реально отождествляя социологию и этику. В целом же Де-Р. понимал собственную дисциплину как универсальную науку о человеческом духе, куда включались история  науки, история искусств и философии, теория познания,  этика,  эстетика,  политика  и т.д. Главной же целью  социологии Де-Р. полагал познание  законов психологического взаимодействия. Социология, по Де-Р., наука  "абстрактная" и "описательная". Подразделяя ее на две части — "естественную историю общества" и "естественную науку общества", — исследователь трактовал первый из них как конкретную социологию. При этом в рамки "конкретной социологии" Де-Р. включал "элементарную социологию" (психологию) и "естественную историю общества", изучавшую динамику общественных групп, проблему личности, общественных верований и т.д. Обладая определенной продуктивностью (идея двухуровневой модели изучения общества), данная схема  была ориентирована на социологическое постижение лишь феноменов психологического взаимодействия людей, что, очевидно, снижало ее эвристический потенциал.  Основным социологическим методом Де-Р. считал социологическое описание,  полагая, что он сводим к "рациональному объяснению фактов" или "приспособлению внешних событий к внутреннему механизму наших мыслей". Центральной категорией социологии, по Де-Р., выступает понятие  "надорганическое". Основное содержание этого понятия социолог трактовал так: "надорганическое" как одна из форм мировой энергии наряду с неорганической и органической (их социальная ипостась), а также "надорганическое" как психическое взаимодействие  (в отличие от психологического факта,  который включает в себя еще и биологическую компоненту). Эволюция  "надорганического", согласно концепции Де-Р., выглядит так: а) стадия  психофизических отношений, связанная с элементарными нервно-мозговыми взаимодействиями, порождающая сам этот феномен и продуцирующая зачатки "общественности" животных и первобытных людей; б) стадия психофизиологических взаимодействий, генерирующая огромное количество "фактов и процессов исторического характера" (науку, философию, искусство  вкупе с "поведением"  или "практической деятельностью" , включающими в себя, по Де-Р., технику, экономику, право  и политику). Полагая социальную эволюцию центральной проблемой социологических изысканий, Де-Р. подчеркивал, что отражением этого процесса  может служить следующий понятийный ряд: психологическое взаимодействие — общественные группы — личность  - наука — философия  - искусство — практическая деятельность. Правомерно трактуя концепцию Де-Р. как тривиальный психологический редукционизм,  необходимо отметить, что "сверхрационализм" его выкладок, признание доминирующего характера мыслительной компоненты человеческой деятельности придавали определенное своеобразие и оригинальность его социологическому учению. Главные труды  Де-Р.: "Политико-экономические этюды" (1869); "Социология" (1880); "Прошедшее философии: опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли" (в двух томах, 1886); "Новая постановка основных вопросов социологии" (1909), "Понятия и законы Вселенной" (1914), "К оценке основных предпосылок социологической теории Карла Маркса" (1917) и др. А.А. Грицанов

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me