Гиперреальность

Понятие  социальной философии постмодернизма,  выражающее принципиальный отказ от идеи линейности в пользу идеи скачкообразного чередования эпистем (М. Фуко  - ). Феномены истины, адекватности, реальности перестают восприниматься в качестве онтологически фундированных и воспринимаются в качестве феноменов символического порядка. В рамках концепции "постистории" оформляется интенция отказа от традиционного исторического сознания и ориентация  на трактовку субъекта в контексте  "вненаходимости" применительно к историческому процессу.  В подобном семантическом пространстве феномен реальности обретает характеристики Г., в рамках которой оригинал и копия (подделка) сосуществуют в одном культурном контексте. Таким путем постмодернизм выводит человека  из-под диктата одной определенной культуры: транскультурный мир располагается не в зоне директории по отношению к наличным культурам,  но одновременно внутри их всех. Транскультура отнюдь не определяется как аддитивная сумма содержаний наличных культур, предлагая процессуальность их игровых модификаций. Современное общество  конституируется как общество  тотальной зрелищности — так называемая витро-культура (ср. ницшеанскую констатацию "исторической болезни" европейской цивилизации, собирающей в своих музеях осколки прошлых культур). Согласно Бодрийару , закончилась не только история,  но и сама реальность, уступив место симулятивной Г. симулякров. Аналогично, согласно позиции У. Эко , мир культуры предстает в современном своем виде как совокупность  знаковых систем, принципиально не соотнесенных с внесемиотической сферой. Одна из основных идей Эко относительно культурного пространства — это идея "отсутствующей структуры": знаки  культуры, в которой мы живем, перманентно открыты для интерпретации — любая человеческая деятельность  связана с интерпретацией знаков и практически исчерпывается ею. Таким образом, в культуре постмодерна  статус знака и статус  объекта  оказываются неразличимы (Бодрийар фиксирует эту ситуацию посредством метафоры "злой демон образов"). Фактически Г. может быть оценена как реакция  культуры на собственную тотальную симуляционность: американские восковые панорамы исторических событий в натуральную величину, Диснейленд и т.п. — "Hyper reality" как новая идеология,  созидающая собственную мифологию. Г. фальсифицирует субъекта как потребителя, фальсифицирует желание покупать, которое принимается за реальное. В пространстве Г. желания оказываются продуктом манипуляций, вкус и стиль  - результатом своего рода идеологической экспансии социальности в индивидуальное сознание.  По оценке Эко, атрибутивной характеристикой Г. является то, что она заставляет поверить: именно такой и должна быть подлинная реальность. Диснейленд — зона безусловной пассивности: познание  его "действительности" возможно лишь благодаря имитациям  "действительности", которая сама по себе носит симуляционный характер. В очерченном семантическом пространстве как потребление  продукции шоу-бизнеса, так и уклонение от него реализуют себя внутри Г., задающей исчерпывающее измерение  бытия сознания (ср. со сформулированной в контексте концепции Франкфуртской школы идеей "одномерного человека", трагедия которого заключается в невозможности осознания собственной одномерности). Идея Г. оценивается современной постмодернистской рефлексией в качестве одной из фундаментальных (Д. Лион). Виртуальная реальность.  Е.П. Коротченко

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me