Выготский Лев Семенович

(1896-1934) — российский психолог, специалист  в области фило- и онтогенеза. Автор социокультурной теории сознания. Профессор. Окончил юридический факультет Московского университета  (1917) и одновременно историко-философский факультет народного университета А.Л. Шанявского (Москва) . Научно-педагогическую деятельность  начал в г. Гомель в Беларуси. С 1924 работал  в Москве, в Институте  экспериментальной психологии и др. Основал и возглавил Институт дефектологии. Читал курсы лекций в вузах Москвы, Ленинграда и Харькова. Основные сочинения: "Педагогическая психология.  Краткий курс" (1926); "Основные течения современной психологии" (1930, в соавторстве); "Этюды по истории поведения" (1930, в соавторстве); "Мышление и речь"  (1934); "Умственное развитие  детей в процессе  обучения" (1935); "История  развития высших психических функций" (1930-1931, опубликована в 1960); "Психология искусства" (1925, опубликована в 1965) и около 100 других работ по проблемам  общей, детской, педагогической и генетической психологии, педологии, дефектологии, психопатологии, психиатрии, общественно-исторической природе сознания и психологии искусства. Основной задачей своего подхода  полагал выявление закономерностей отражения и конституирования человеческой психикой разнообразных исторических, общественных и культурных связей. Программу социокультурного направления исследований психики человека,  разрабатывавшуюся В. во всех трудах, правомерно свести к следующему: 1) Использование генетического подхода в качестве преобладающего — мышление, по В., должно изучаться под углом зрения его происхождения и исторических трансформаций, т.е. центрироваться на "истории поведения", а не на его "окаменелостях". 2) Тезис, согласно которому высшие психические функции имеют социальное  происхождение  - В. сформулировал т.наз. "общий генетический закон  культурного развития": "...всякая функция  в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория  интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, логической памяти, образованию понятий, развитию воли... Разумеется, переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции". Особо значимым компонентом данного вывода выступает то, что высшие психические процессы, согласно В., в той же мере характерны диадам, триадам  и иным группам  индивидов, в какой они присущи отдельному человеку; одновременно — психические процессы в интрапсихологическом контексте  "квазисоциальны", ибо отражают собственных интерпсихических предшественников. 3) Идея о том, что фундаментальным моментом понимания и интерпретации социо-психических процессов выступает их осуществление "техническими" и "психологическими" орудиями, а также знаками как опосредующими человеческую деятельность, так и обусловливающими и оформляющими ее (или, по обозначению В., процедуры "деконтекстуализации опосредованных значений"). По мысли В., реконструкцию "деятельностного общения" или речи правомерно осуществлять, постигая их как "язык  целенаправленного действия" или в безусловном ракурсе их прагматической /читай: дискурсивной. — В.О., А.Г./ "нагруженности". Крайне важным для научных интересов В. выступало поэтому формирование понятийно-образующих категориальных систем на основе форм обобщения, взаимодействующих в социальных институтах формального образования: динамика  эволюции словоформ, которыми оперирует ребенок от "неупорядоченных куч" к "комплексам" и — далее — к организованным совокупностям понятий. В 1925 В. совместно с Лурия опубликовал предисловие к книге З. Фрейда "По ту сторону принципа  удовольствия", в котором отмечалось, что Фрейд принадлежит "к числу самых бесстрашных умов нашего века", чью "Колумбову заслугу" составляет открытие  феноменов психической жизни, лежащих "по ту сторону принципа удовольствия" и такая интерпретация  их, которая содержит ростки материализма.  Отдавая должное "громадным теоретическим ценностям" и "положительным сторонам" психоанализа,  В. подверг критике его пансексуализм и недооценку роли сознания. В 1927 завершил рукопись работы "Смысл психологического кризиса", в которой утверждал недопустимость сведения высших форм поведения людей к их низшим элементам, и, как следствие, неэффективность такого подхода для объяснения человеческих поступков. В 1928 в статье "К вопросу о динамике детского характера" поддержал теорию Адлера  и подчеркнул, что "ни одна из современных психологических идей не имеет такого огромного значения для педагогики, для теории и практики воспитания", как учение Адлера о характере. В работе "Мышление и речь" предложил, в частности, оригинальное понимание  структуры сознания человека как динамической смысловой системы интеллектуальных, волевых и аффективных процессов, находящихся в определенном единстве. Создал культурно-историческую школу в психологии (А. Леонтьев, А. Лурия, А. Запорожец и др.). В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ — (1896-1934) — известный в мировой психологии сов. психолог. Наибольшую известность принесла В. созданная им культурно-историческая концепция развития высших психических функций... Большой психологический словарь
  2. ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович — ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) — российский психолог. Разработал культурно-историческую теорию, которая положила начало школе в современной психологии. Труды по развитию высших психических функций, мышлению и речи, психологии искусства. Большой энциклопедический словарь