Вебер (weber) Альфред

(1868-1958) — немецкий экономист, социолог, философ. Младший брат Макса Вебера . Преподавал в Берлинском и Пражском университетах (1899-1907); с 1907 — профессор кафедры экономики и социальных наук Гейдельбергского университета.  Основные сочинения: "Германия и кризис европейской культуры" (1924), "Идеи по поводу социологии государства и культуры" (1927), "История  культуры как социология культуры"  (1935), "Принципы  социологии истории и культуры" (1951), "Третий или Четвертый человек"  (1953) и др. Находился под значительным влиянием  идей О.Шпенглера. Стремился создать новую науку — социологию истории и культуры, соединяющую весь материал истории и познания современности, науку не философскую, но эмпирически интуитивную, установка  которой заключалась бы не в выведении лежащего за пределами вещей смысла движения истории, но сознательной ориентации на переживание образа  как факта,  единственно доступного человеческому познанию, неразрывно связанному с явлением. Эта наука,  по мысли В., преодолевает границы "линнеевской системы", понимая мир в его многообразии, текучести и взаимосвязанности, в периоды упадка и взлета. По В., под судьбой (без акцентирования ценности,  как чистом феномене) в потоке истории подразумевается то, что в философии предполагается о прогрессе.  Предшествовавшие попытки социологического объединения исторических событий и явлений культуры, по мнению В., принимали во внимание лишь факт интеллектуализации: Г.Гегель, О.Конт , К.Маркс , Г.Спенсер с той или иной стороны подчеркивали роль  интеллектуального развития человека. Но рефлективное постижение, внутренняя интеллектуализация или внешнее рационализирование существования есть просто техническое оформление материала жизни, поэтому возможные объективации — государство,  право,  экономика  и др. формы общественных институтов — являются, прежде всего, продуктами процесса  цивилизации, следовательно, для В., чисто биологическими образованиями, создаваемыми и сохраняемыми стремлением к существованию, а не объективациями культуры. Только когда жизнь  от своей необходимости и полезности придет к стоящему над ними образу, будет существовать культура,  в которой обретается целостность внутреннего бытия вместе с целостностью внешнего мира. Объективации становятся предметом, которому культура придает свой образ; само же "культурное" оказывается не абстрактным общим понятием,  но совершенно конкретными "вещами", имеющими значение  всеобщего. Таким образом, задача социологически ориентированного культурологического исследования заключается в объяснении, исходящем от "чувства жизни", динамического возрастания конкретностей, которые обозначены В. как культура. В этом потоке развития В., вслед за О.Шпенглером, усматривал обособленные друг от друга исторические образования — культуры, обладающие каждая своей собственной судьбой, проходящие периоды роста, зрелости и упадка, создающие свои собственные формы общественного устройства. Общественный процесс действует в каждом историческом образовании согласно собственному закону,  хотя обнаруживаются общие формы и типы рядов развития. Культурное воление, процесс цивилизации и социологическая констелляция находятся в определенном динамическом взаимодействии, исследование  которого позволит уяснить и истолковать периодичность и ритм движения культур. Абсолют, к которому в историческом процессе стремятся культуры, проявляет себя только в конкретной исключительности индивидуальных форм существования народов и времен. Культура, осуществляющая материально-общественный и духовно-цивилизационный "синтез жизни" создает усредненный культурный тип народа,  единство общности людей и их судьбы в истории. Требование конкретности социологического видения обращает предмет интереса  В. на частное исследование уникального исторического образования Европы и современного облика немецкой нации как культурного типа в ситуации легитимирования "всеобщего распада форм", приведшего к духовному кризису, разрешение которого видится В. в обращении к прежней динамике духовного развития. Ее выявление, учитывающее тенденции цивилизации и цели культуры, и является непосредственной задачей социологического анализа  истории. С.А. Радионова

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me