Вебер, Макс

(1864-1920) — классик немецкой и мировой социологии. Вебер учился в Гейдельбергском университете,  где изучал право,  политическую экономию, экономическую историю. В дальнейшем наибольшее внимание он уделял исследованию социологических проблем, особенно вопросов методологии социальных наук, социологии религии и политики. Основные труды  Вебера: “Протестантская этика и дух капитализма” , “Хозяйственная этика  мировых религий”, “Хозяйство и общество” . Вебер определял социологию как науку, стремящуюся понять социальное действие  и дать ему причинное объяснение.  Социология  изучает поведение  людей, вкладывающих в свои действия определенный смысл. Субъектом социального действия, согласно Веберу, может быть лишь отдельный индивид,  а не социальная группа  или общество в целом. Основным методологическим орудием социологического исследования выступает идеальный тип  - теоретическая конструкция,  служащая своего рода эталоном, с которым сопоставляются реальные явления. Вебер рассматривал четыре типа социального действия (целерациональ-ное, ценностно-рационалное, традиционное, аффективное), позволяющих описывать все многообразные формы человеческого поведения. С точки зрения Вебера, для современного общества характерно возрастание роли целерационального действия. Процесс  рационализации охватывает самые различные сферы общественной жизни. В сфере экономики происходит постепенное вытеснение традиционных форм ведения хозяйства промышленным капитализмом, который предполагает рациональную организацию формально свободного труда. Распространению “духа” современного капитализма  дала толчок религиозная Реформация XVI в., которая привела к возникновению протестантской хозяйственной этики, оказавшейся наиболее адекватной экономической системе капитализма. Важнейшим вкладом Вебера в социологию политики стала разработка концепции легитимного господства и выделение трех типов такого господства (легальное, традиционное, харизматическое). Структуру господства образуют политический лидер, аппарат управления и подчиненные господству массы. В условиях традиционного господства управленческий аппарат состоит из чиновников, руководствующихся требованиями традиции  и связанных с правителем узами личной преданности. Харизматическое господство  предполагает наличие у последователей политического лидера веры в его необычайные личные качества. С переходом к легальному господству формируется система  рационального бюрократического управления, основанного на формальных правилах. Вебер считал рациональную бюрократию наиболее эффективной формой управления в современном обществе. Вместе с тем он подчеркивал, что бюрократия  представляет собой не просто безличное орудие управления, но также и особую социальную группу со своими собственными взглядами и ценностными ориентациями, которая стремится к расширению своей власти. Одной из центральных для Вебера была проблема  ограничения власти бюрократического аппарата. Влияние  идей Вебера в истории социологии всегда было значительным, но оно особенно возросло с середины 70-х годов с началом “веберовского ренессанса”  в западной теоретической социологии.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Вебер, Макс — Макс (Карл Эмиль Максимилиан) Вéбер (Weber) (1864-1920) нем. социолог, историк, экономист, чьи труды в значит. мере определили направление развития социально-научного знания в 20 в. С 1892 приват-доцент, затем экстраординарный проф. Словарь по культурологии
  2. Вебер, Макс — (Weber) — немецкий инженер, сын композитора В., родился 1822 г., образование получил в Дрезденском политехникуме, работал при многих железных дорогах, в 1850-1875... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона