Беньямин Вальтер

(Benjamin, Walter) (1892-1940) — немецкий культурный теоретик, связанный с франкфуртской школой критической теории. Материалистическая диалектика  Беньямина коренилась и в еврейском мистицизме, и в историческом материализме.  История  как прогресс  должна была расцветать обособленно, а культурные блага могли освобождаться или преобразовываться в "диалектические образы" , которые освещали революционные возможности настоящего (см. "Просвещение" , 1955, "Улица с односторонним движением", 1974). Сегодня его творчество считается особенно важным вкладом в неомарксистские теории эстетики и "массовой культуры". Часть его работ — теоретический анализ  наследия социалистического драматурга Бертольда Брехта. Влияние  Брехта изменило направление мыслей Беньямина от критического отрицания до революционного подтверждения коллективного революционного субъекта (см. "Постижение Брехта", 1973). В отличие от Адорно,  который был пессимистически настроен в отношении критического потенциала  "массового искусства", Беньямин верил в то, что этот прогрессивный потенциал будет найден. Если Адорно сохранил и даже упрочил принадлежность к классическому "модернистскому" (и буржуазному) различию между высокой культурой и остальными формами массовой культуры, то Беньямин высказывал сомнения относительно такого различия. При этом он охватил множество ориентации, позже ставшими характерными для постмодернизма. 

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Беньямин Вальтер — Беньямин (Benjamin) Вальтер (1892—1940), немецкий эссеист, литературный и художественный критик. С 1920 жил в Берлине. В 1926—27 посетил Москву («Московский дневник», опубликован в 1980; русский перевод 1997). Большая биографическая энциклопедия