Бакунин Михаил Александрович

(1814-1876) — русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище. В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве. Увлекся философией Г.Гегеля, которую определял как синтетическую систему, преодолевшую крайности идеализма  и эмпиризма,  разрыв бесконечного и конечного, духа и материи, а также примирявшую человека  с действительностью. Б. истолковывал действительность как вечную божественную жизнь,  волю и деятельность  духа. Всеообщее должно быть реализовано в жизни личности, проникнутой любовью. Соответственно, познание  призвано объяснить "тайну" этой реализации. В свою очередь, единичное самосознание,  по мнению Б., движется "всеобщей сущностью". Мысль должна перейти из теории в "действительность". В 1840 выехал в Берлин для продолжения образования. Познакомился с А.Руге, В. Вейтлингом, Марксом , что способствовало переходу Б. в лагерь левых гегельянцев и увлечению политической проблематикой, а затем и революционизации его мышления. Б. становится профессиональным революционером-эмигрантом. Принял активное участие в революционных событиях 1848-1849 в Париже, Праге, Дрездене. В 1849 арестован и приговорен к смертной казни. В 1851 Б. выдают в Россию как опасного государственного преступника. Отбывал наказание  в Петропавловской, затем (с 1854) — в Шлиссельбургской крепости. После смерти Николая I выслан в Сибирь на вечное поселение.  В 1861 бежал из ссылки через Японию в Америку, затем перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герценом. С середины 1860-х занялся разработкой анархической доктрины. С 1868 — член I Интернационала, из которого исключен в 1872 на Гаагском конгрессе. В эти годы Б. являлся одним из основных оппонентов Маркса. После поражения Парижской коммуны отошел от активной политической деятельности. Основные сочинения: "Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика" (1838), "О философии" (1840), "Реакция  в Германии" (1842), "Кнуто-Германская империя  и социальная революция"  (1871), "Государственность и анархия"  (1873), "Федерализм, социализм  и антитеологизм" (не закончена), "Бог и государство"  (не закончена), "Исповедь" (написана в заключении) и др. Во второй период своего творчества Б. предложил анархическую версию философии действия, построенную на отрицании всего существующего порядка. В марксизме  Б. видел главным образом "материализм  экономический", игнорирующий социальные инстинкты  человека. Разумная трудовая деятельность людей переводит их, по Б., из сферы биологического в сферу общественного. Как часть природы, человек должен повиноваться ее законам, но социальную действительность люди творят сами. Цель  социального прогресса   и его базовый критерий — постоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества — государство , созданное меньшинством для господства над большинством. Государство, по мнению Б., — антипод гражданского общества. Власть  опирается на фикцию Бога. В своей идейной эволюции Б. проделал путь от имманентной "новой религии" (религии жизни и деятельности, иначе — "дела"), в которой борются откровение и рассудок,  между которыми действует мысль, преобразующая рассудок в разум,  до полного отрицания религии и дискредитации ее как социального института  и культурного феномена. "Если Бог существует, то у человека нет свободы, он — раб; но если человек может и должен быть свободен, то, значит, Бога нет". Отсюда, религия  - второе основное препятствие в движении человека к свободе. В конечном итоге, Б. стал трактовать религию как вид "коллективного сумасшествия", а церковь  - как разновидность "небесного кабака". Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа  власти как такового. По Б., власть обладает уникальным свойством развращать всех независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформированные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксплуататоров. Всякая форма  легитимного политического поведения, по мнению Б., лишь укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт.  Революция,  согласно Б., "закроет кабаки и церкви, развращающие душу и тело  призрачными радостями". Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство, как главные препятствия на пути свободы. Антиавторитарные формы жизни  Б. трактовал как неизбежное будущее человечества. Идеал  Б. — созданная исключительно "снизу вверх" свободная федерация  земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций — был явно утопичен. В России Б. абсолютизировал социальный  потенциал общинной артели с ее идеей "права  на землю" и "социалистическим инстинктом". Полагал, что русскому народу  присущи "наивное чувство  братства" и "любовь к огню". Пожар из России призван, по Б., уничтожить мировую цивилизацию буржуазного типа и заменить ее свободным союзом народов на основаниях автономии и федерализма. В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Бакунин Михаил Александрович — (1814, село Премухино Новоторжского уезда Тверской губернии — 1876, Берн, Швейцария), революционер, идеолог анархизма и народничества. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге. Служил в армии, с 1835 в отставке, жил в Москве. Москва. Энциклопедический справочник
  2. БАКУНИН Михаил Александрович — БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76) — российский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С 1840 за границей, участник Революции 1848-49 (Париж, Дрезден, Прага). Большой энциклопедический словарь