ОРТИС

Ортис (Ortiz) Фернандо (1881-1969) — кубинский ученый, исследователь афрокубинской культуры, автор многочисленных работ в области социологии, психологии, истории, этнографии, музыковедения, фольклористики и лексикографии. Ортис — блестящий представитель традиции национальной эссеистики и мыслитель, исследующий с научных позиций проблему национальной сущности.

Начав научную деятельность в области антропологии и криминалистики, Ортис включил в сферу своих интересов психологию и историю. Его первые работы о национальной психологии ("Среди кубинцев", 1913) и культуре афрокубинской страты ("Преступность среди афрокубинцев-рабов", 1916) написаны в русле позитивистской социологии. В этот период Ортис с равным интересом обращался к проблемам дактилоскопии, истории, экономики и к политической публицистике ("Кубинский политический кризис", 1919). Ортис много выступал с лекциями и речами, частично объединенными в книге "На трибуне" (1923); развернул огромную общественную и культуростроительную деятельность.

В 20-е гг. Ортис проникся мыслью, что решение проблем кубинской нации зависит от осознания ею собственной идентичности и приступил к изучению языка, национальной культуры и ее внутреннего образа. Ортис проявил себя как выдающийся этнограф и лексикограф, создав "Короб кубинизмов" (1923) и "Глоссарий афронегризмов" (1924), сопровождавшиеся рядом работ об афрокубинском фольклоре — устном и музыкальном. Вершиной творчества Ортиса является его фундаментальный труд "Кубинский контрапункт табака и сахара" (1940) — всеобъемлющее этно-социо-культурфилософское исследование кубинской национальной онтологии, которая базируется на взаимодействии антиномичной пары сущностных принципов, проявляющихся во множестве жизненных коррелятов.

Среди дальнейших исследований Ортиса выделяются этнографические, особенно "Ураган, его мифология и его символика", (1947). Особое значение имеют общие и специальные работы Ортиса в области музыкального фольклора: "Африканское начало в музыкальном фольклоре Кубы" (1950) и др. В отличие от многих деятелей кубинской культуры Ортис при всем своем энциклопедизме и творческой плодовитости концентрировался исключительно на жизни Кубы, исследовав ее во всех аспектах, во всех составляющих ее национального характера и дал, может быть, ее самую достоверную интерпретацию.

Соч.: Los negros brujos. Md., 1906; Entre cubanos (Psicologia tropical). P., 1913; Натра afrocubana. Los negros esclavos. La Habana, 1916; Un catauro de cubanismos. La Habana, 1923; Contrapuncto cubano de tabaco у el azucar. La Habana, 1940; El huracan, su mitologia у sus simbolos. Мех., 1947; La africana de la musica folclorica de Cuba. La Habana, 1950.Лит.: Земсков Б.Б. Фернандо Ортис — выдающийся деятель кубин. культуры (1881-1969 // Лат. Америка. 1969 N 3; Para un homenaje. El ideario cubano de Fernando Ortiz // Cuba Internacional. (La Habana). 1969. 39-41; Bio-bibliografia de don Ferdinando Ortiz. La Habana, 1970. Orbita de Fernando Ortiz. La Habana, 1973.

Источник: Социологический энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ортис — Ортис-и-Фернандес (Ortiz-y-Fernandez) Фернандо (16.6.1881, Гавана, — 11.4.1969, там же), кубинский учёный, специалист в области истории, этнографии, социологии, фольклора. Образование получил в Мадридском, Барселонском и Гаванском университетах. Большая советская энциклопедия
  2. Ортис — Фернандо Ортис (Ortiz) (1881-1969) ☼ кубин. ученый, исследователь афрокубин. культуры, автор многочисл. работ в области социологии, психологии, истории, этнографии, музыковедения, фольклористики и лексикографии. О. — блестящий представитель традиции нац. Словарь по культурологии