ФРЕЙДИЗМ

Использование созданной Фрейдом (Freud S.) психоаналитической теории для понимания психосоматических, социально-психологических и исторических процессов, религиозных и философских представлений, художественного творчества и т. д.

В стремлении к созданию универсальных психоаналитических концепций Фрейд расширил клинический материал, полученный в ходе психоаналитической терапии пациентов с неврозами, изучением истории человечества и его культурного наследия, стремясь в мифах, обычаях, исторических событиях, памятниках литературы и искусства найти подтверждение основных положений психоанализа. Выводы, сделанные из клинической работы с больными неврозами, Фрейд распространил на социальные, исторические и культурные процессы общества, проводя параллель между индивидуальным развитием невротической личности и социально-психологическими закономерностями развития общества.

Основополагающую роль в формировании Ф. сыграла работа Фрейда «Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии» (1913). В ней он дал психоаналитическую интерпретацию проблемы возникновения запретов (табу) и тотемистической религии, рассмотрел вопрос о появлении морали и религии, переходе от доисторического стада к человеческому обществу, одновременно пытался исторически обосновать одно из центральных понятий психоанализа — эдипов комплекс. В дальнейшем в работах «Будущее одной иллюзии» (1927) и «Моисей и монотеизм» (1939) он проводит аналогии между индивидуально-психологическим развитием больного неврозом и стадиями развития человеческого общества. С точки зрения Фрейда, в тотемистической религии находит отражение эдипов комплекс, тотем является символом-заместителем убитого и съеденного праотца, вина за убийство которого сохраняется в бессознательном. Из тотемизма Фрейд выводил все религии, прежде всего иудаизм и христианство. Он выдвинул 2 концепции понимания религии. Первая изложена в работе «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907), где он определил невроз как «индивидуальную религиозность, религию как всеобщий невроз навязчивых состояний». Фрейд понимал религию как психологический защитный механизм, обеспечивающий трансформацию бессознательных влечений в различные формы религиозных верований и обрядов. Перевод бессознательных влечений в социально приемлемую форму с отсроченностью удовлетворения желаний снижает силу внутриличностного конфликта. Вторую версию возникновения религии Фрейд представил в работе «Будущее одной иллюзии» (1927), в основе которой — взгляд о беспомощности человека перед силами природы. В стремлении снизить тревогу перед непонятным человек пытается одушевить природу, «очеловечить» ее. Религиозные обряды поклонения, жертвоприношения направлены на компенсацию его слабости. Понимая религиозные учения как невротическое наследие, Фрейд считал, что психоаналитическая процедура дает возможность устранить религиозные представления из сознания человека.

Первая попытка создания «исторического психоанализа» относится к совместной работе Фрейда (Буллит (Bullitt W.)), в которой он применил метод анализа бессознательного на примере президента США В. Вильсона. Стремясь описать психоаналитическую картину истории, он опирался на гипотезы Ч. Дарвина о примитивной человеческой орде, управляемой жестоким отцом, Р. Смита — о возникновении тотемизма. Основываясь на опыте работы с детскими неврозами страха, Фрейд объяснял процесс становления психической жизни примитивного человека, образование табу, возникновение анимизма и тотемизма. Вслед за Фрейдом его ученики широко использовали практику психоаналитических трактовок биографии выдающихся личностей, мифов и сказок.

Абрахам (Abracham K.) и Ранк (Rank О.) проанализировали мифы о Прометее, Одиссее, Изиде и Озирисе; Штекель (Stekel W.) с психоаналитических позиций рассмотрел жизнь Христа, описал личность Дон Жуана, Казановы, Мессалины; Джонс (Jones E.) исследовал личность Луи Бонапарта; Закс (Sacks H.) и Ранк провели психографический анализ ряда выдающихся философов, в том числе Платона, Спинозы, Декарта, Канта, Спенсера.

Возникновение культуры и готовность к творчеству понимались Фрейдом как проявление сублимации первоначально сексуальных стремлений, что он и изложил в работе «"Культурная" сексуальная мораль и современная нервозность» (1908). С помощью понятия «сублимация» (процесс, ведущий к разрядке энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения) Фрейд пытался вывести высшие психические функции из низших, объяснить, не отказываясь от пансексуализма, такие явления, как художественное творчество, научная деятельность, философское познание истины. Психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с механизмом преобразования внутрипсихических конфликтов, детских комплексов, невротических симптомов в художественное творчество. Сублимация рассмотрена Фрейдом как основной путь разрешения психических конфликтов, которые могут привести к неврозу. В процессе творческой деятельности происходит перевод бессознательных желаний в символические формы. Искусство, по Фрейду, функция сублимирования бессознательных влечений, направленная на гармонизацию принципов «реальности» и «удовольствия» путем вытеснения из сознания социально неприемлемых импульсов. Фрейд отталкивался от идеи эдипова комплекса, в котором исторически «совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства». Исходя из этого, он пытался через психоаналитическое прочтение раскрыть содержание художественных произведений: «Короля Лира», «Гамлета», «Ричарда III», «Макбета» В. Шекспира, «Росмерсхольма» Г. Ибсена, «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского. Фрейд назвал Гамлета «всемирно известным невротиком» и пытался раскрыть его внутренний мир под углом зрения эдипова комплекса и болезненных нарушений психики; он проанализировал творчество и жизнь Леонардо да Винчи (1912). По мнению Фрейда, культура призвана способствовать ослаблению агрессивных человеческих инстинктов. Когда ей это удается, агрессия может стать частью внутреннего мира человека и ведет к неврозу. Возникает проблема «коллективных неврозов». Фрейд видел в психоанализе средство лечения социальных болезней общества, мечтал иметь «в качестве пациента весь род людской».

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Фрейдизм — Общее обозначение ряда положений в медицине, психологии, философии и некоторых других науках, первоначально разработанных австрийским учёным... Сексологическая энциклопедия
  2. Фрейдизм — Общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Большая советская энциклопедия
  3. фрейдизм — -а, м. Общее название учения австрийского психиатра и психолога З. Фрейда и возникших на его основе школ и течений, пытавшихся объяснить явления культуры и социальной жизни людей бессознательными инстинктами и влечениями. Малый академический словарь
  4. ФРЕЙДИЗМ — ФРЕЙДИЗМ — англ. Freudism/ Freudian School; нем. Freudismus. 1. Учение (3. Фрейд), трактующее психику человека как сферу господства бессознательных сексуальных влечений к удовольствию (либидо), к-рые, маскируясь, проникают в сознание... Социологический словарь
  5. фрейдизм — орф. фрейдизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. фрейдизм — Фрейд/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  7. Фрейдизм — Общее название направлений в современной буржуазной науке (психиатрии, психологии, социологии, антропологии, литературоведении и ДР.), пытающихся объяснить явления психики и общественной жизни с помощью учения Фрейда. Медицинская энциклопедия
  8. ФРЕЙДИЗМ — (англ. Freudianism) — психологическое и философское учение о личности человека, получившее название по имени основателя австрийского психиатра З. Фрейда; включает в себя теорию и технику психоаналитической терапии. Центральное звено терапии... Большой психологический словарь
  9. фрейдизм — ФРЕЙД’ИЗМ, фрездизма, мн. нет, ·муж. (·книж. ). Идеалистическая буржуазная теория в психологии и психопатологии, считающая главным двигателем человеческого поведения биологические инстинкты и игнорирующая социальные, классовые условия жизни людей. (По имени австрийского врача Фрейда.) Толковый словарь Ушакова
  10. фрейдизм — ФРЕЙДИЗМ [рэ], -а; м. Общее название учения (австрийского психиатра и психолога З.Фрейда и возникших на его основе школ и течений), объясняющего явления культуры, социальной жизни и поведения людей бессознательными инстинктами и влечениями. Последователь фрейдизма. ◁ Фрейдистский (см.). Толковый словарь Кузнецова
  11. Фрейдизм — ☼ учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (Freud, 1856-1939 гг.), создателя психоанализа как метода лечения психических заболеваний... Словарь по культурологии
  12. фрейдизм — [по имени австрийского психиатра Фрейда] – реакционная, идеалистическая теория в современной буржуазной психологии и психопатологии... Большой словарь иностранных слов
  13. ФРЕЙДИЗМ — ФРЕЙДИЗМ — общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции З. Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Большой энциклопедический словарь
  14. фрейдизм — фрейдизм м. Учение австрийского психолога и психиатра З. Фрейда, объясняющее явления культуры и социальной жизни, поведение людей лишь бессознательными инстинктами и влечениями (преимущественно сексуальными). Толковый словарь Ефремовой