МОРЕНО

Джекоб Леви (Moreno J. L, 1892-1974). Автор психодрамы, метода групповой психотерапии. Родился в Румынии, образование получил в Вене, где в 1917 г. защитил диссертацию. С 1919 по 1927 г. работал психиатром в Австрии, сформулировал принципы групповой психотерапии, основанные на социометрии, изучении межличностных отношений в группе людей. М. ввел термин «социатрия» — представление о неправильной организации групп и о том, как контролировать отклоняющееся групповое поведение (аналогично психиатрии). В 1927 г. М. переехал в США, где работал психиатром и был известным специалистом по психодраме. С 1936 г. до самой смерти заведовал санаторием Морено в Нью-Йорке. Между 1929 и 1936 гг. основал Театр спонтанности в Вене, Театр импромптю и Терапевтический театр в Нью-Йорке. В 1964 г. М. был избран почетным президентом Первого международного конгресса по психодраме. Он преподавал в Колумбийском университете в Нью-Йорке, читал лекции во многих других университетах Америки и Европы, включая Чехословакию, Венгрию и Советский Союз. М. основал Американское общество групповой психотерапии и психодрамы, способствовал изданию журналов «Социометрия и групповая психотерапия» и «Международный журнал социометрии и социатрии». В 1946 г. вышли в свет три тома его «Психодрамы», а в 1966 г. — «Международное пособие по групповой психотерапии».

М. был противником психоанализа Фрейда (Freud S.), считая его искусственным миром снов и слов, возникающим в кабинете. Он делал упор на действия и поведение в естественных условиях, относя сюда и методы ролевого тренинга. Психодрама основана на встрече (энкаунтер), главным принципом которой является антимимесис (антиподражание). Динамические процессы в психодраме возникают из-за двух противоположных тенденций: встреча (энкаунтер) является аспектом антимимесиса, театрализация подразумевает подражание (мимесис). Предметом встречи, психодрамы является сам человек, которого М. называет «Ты». Цель состоит в том, чтобы обнаружить истину, при помощи «драмы» проигрывая разные чувства.

М. считал, что психодрама «помогает протагонисту построить мост между ролью, которую он играет, и его повседневным существованием, выйти за пределы реальной, обычной жизни, почувствовать всю глубину существования, подойти насколько возможно близко к высочайшей форме встречи (энкаунтера), на какую он только способен... достичь высочайшей точки существования... глубочайшей сущности жизни...» Для психодрамы необходимы 5 элементов: сцена, субъект/пациент, режиссер, группа для психотерапевтической помощи, или добавочные Эго, и аудитория.

Субъект/пациент изображает самого себя на сцене, проигрывая роли, которые можно применить к прошлым событиям и к настоящим проблемам. Происходит это спонтанно; основная задача — дать субъекту возможность «быть на сцене тем, кем он действительно является, более глубоко и определенно, чем это получается у него в повседневной жизни». Режиссер выполняет роль постановщика, психотерапевта и аналитика, интерпретируя драму иногда для актеров, иногда для зрителей. Вспомогательные Эго, или терапевтические актеры, выполняют 3 функции: играют различных персонажей в жизни субъекта, направляют его, играют роль «социальных исследователей». Аудитория состоит из родственников и соседей субъекта и преследует двойную цель: помочь субъекту или стать субъектом в смысле обмена ролями.

Можно использовать различные варианты психодрамы. В психотерапевтическом монологе пациент проигрывает чувства, возникающие у него в реальной ситуации. Так как в действительности люди не могут наблюдать эти чувства, они не реагируют на поведение пациента. В множественном дублировании несколько других актеров проигрывают роль пациента, но в разные периоды его жизни. Один из них может представлять пациента в данный момент, другой — 5 лет назад, третий — в период жизненного кризиса. В упражнении «зеркало» пациент включается в группу и наблюдает кого-то, кто принял на себя его роль.

М. утверждал, что он добился большего катарсиса и эмоционального облегчения, которые, по крайней мере, частично разрешают психологические проблемы, при помощи психодрамы, чем это делал Фрейд, лишь разговаривая с пациентом. Для М. игра — ключ к реальности.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОРЕНО — МОРЕНО (Moreno) Якоб Леви (20 мая 1892, Бухарест – 14 мая 1974, Бикон, Нью-Йорк) – американский психиатр, социальный психолог, основоположник социометрии. Образование в области философии и медицины получил в Венском университете. Новая философская энциклопедия
  2. МОРЕНО — Морено (Моrеnо) Якоб (Джекоб) Леви (20.05.1892, Бухарест-14.05.1974, Бикон, Нью-Йорк, США) — американский психиатр, социальный психолог. Окончил Венский университет по двум специальностям: философия и медицина. Социологический словарь
  3. МОРЕНО — (Moreno), Мариано (23.IX.1778 — 4.V.1811) — аргент. политич. и обществ. деятель, родоначальник радикально-демократич. школы в историографии Аргентины, выдающийся борец за независимость Юж. Америки от исп. господства. Советская историческая энциклопедия
  4. Морено — I Море́но (Moreno) Мариано (3.9.1778, Буэнос-Айрес, — 4.3.1811), аргентинский политический и общественный деятель, историк, борец за независимость Южной Америки от Испании. Большая советская энциклопедия
  5. МОРЕНО — МОРЕНО (Moreno) Мариано (1778-1811) — борец за независимость Юж. Америки от испанского господства, один из руководителей Патриотической хунты — первого аргентинского правительства (1810) — осуществил ряд прогрессивных мероприятий. Большой энциклопедический словарь
  6. МОРЕНО — МОРЕНО (Moreno) Джекоб (1892-1974) — американский социолог, социальный психолог и психиатр. Основатель социометрии, создатель психодрамы и социодрамы. Профессор социологии Нью-Йоркского (1951-1966) и Колумбийского университетов. Новейший философский словарь