Политические ценности (political values)

Рокич определяет «ценность» как «твердое убеждение в том, что определенный специфический способ поведения или целевое жизненное состояние яв-ся предпочтительным — с личной или общественной т. зр. — противоположному или обратному способу поведения или целевому жизненному состоянию». Из этого определения следует, что П. ц. имеют отношение к поведению или целевым состояниям, к-рые связаны с политической деятельностью отдельного чел. или с политической системой в целом, чьи предпочтения могут тж быть политическими по своему характеру.

Существует множество концептуальных различий в употреблении понятия ценности. Лассуэлл и Каплан, напр., различают два набора ценностей: ценности благополучия (напр., здоровье, достаток, мастерство и образование) и ценности почитания (напр., власть, уважение, добродетель и любовь). Более того, эти ценности ассоциируются со специфическими ин-тами, посредством к-рых они реализуются.

Как считает Лэйн, «термин "ценность" имеет два референта: то, что чел. желает, объект потребности или мотива, и то, чего, по мнению чел., он "должен" желать, или о чем он мог бы сказать, что это яв-ся желанным».

Рассматривая систему осн. убеждений индивидуума, Лэйн связывает 10 потребностей (все психол.) с сопутствующими им ценностями.

Потребности

Ценности

Познавательные потребности

Самоориентация, знание, образование

Согласованность, равновесие

Эмоциональная гармония, самосогласованность

Социальные потребности

Привязанность, дружба, любовь

Нравственные потребности

Справедливость, честность, надежность

Самоуважение

Чувство собственного достоинства, респектабельность, статус

Интеграция личности

Характер, свобода от конфликта, благополучие

Выражение и сдерживание агрессии и других побуждений

Спонтанность и контроль

Независимость, свобода

Независимость, свобода

Самоактуализация

Рост, развитие, созревание

Руководство реальностью

Безопасность и надежность; богатство, власть, слава, почет

Далее Лэйн намечает связь между такими ценностями и политической системой:

«Ценности, к-рых чел. желает для себя и для тех, о ком он заботится, репрезентируют систему осн. убеждений, к-рая формирует его мысли и представления об об-ве и политике. Мы говорим о политике как властном распределении ценностей в об-ве; следовательно, в попытке уяснить для себя, «кто чего добивается» и «кто чего должен добиваться», мы оказываемся в самом сердце политического дискурса.»

Категории ценностей

В дополнение к категориям ценностей, предложенным Лассуэллом и Капланом, а тж Лэйном, Рокич предлагает список челов. ценностей, в к-ром проводится различие между инструментальными и терминальными ценностями.

Инструментальные ценности

Терминальные ценности

Высокие запросы

Широта взглядов

Одаренность

Жизнерадостность

Аккуратность

Мужественность

Великодушие

Предупредительность

Честность

Изобретательность

Независимость

Образованность

Рационализм

Преданность

Исполнительность

Воспитанность

Ответственность

Самоконтроль

Устроенная жизнь

Интересная жизнь

Чувство успеха

Мир во всем мире

Мир красоты

Равенство

Безопасность семьи

Свобода

Счастье

Внутренняя гармония

Зрелая любовь

Национальная безопасность

Удовольствия

Спасение души

Чувство собственного достоинства

Общественное признание

Истинная дружба

Жизненная мудрость

Ценности и политическая идеология

Рокич утверждал, что две ценности, свобода и равенство, лежат в основе как личных идеологий, так и филос. политических систем, так или иначе затрагивающих вопрос политической желательности или нежелательности свободы и равенства.

Рокич считал, что осн. политические ориентации различаются по своей сути в тех акцентах, к-рые они расставляют в отношении свободы и равенства. Напр., коммунизм придает высокую ценность равенству, но низкую ценность свободе, социализм тж высоко ценит равенство, но наряду с ним он так же высоко ценит и свободу; капитализм, в свою очередь, высоко ценит свободу, но не придает такой же ценности равенству, а фашизм в равной степени низко оценивает как свободу, так и равенство.

Согласно Рокичу, эта двухценностная схема не применима к политике США, в к-рой, в силу универсального признания высокой ценности свободы, фундаментальное измерение либерализма/консерватизма сводится к вариациям в отношении единственной ценности — равенства. В этот случае либерализм придает большую ценность равенству в сравнении с консерватизмом.

См. также Отчуждение (политическое), Консерватизм/либерализм

С. Лонг

Источник: Психологическая энциклопедия на Gufo.me