Фома Аквинский (thomas Aquinas)

Теолог и философ. Осуществил синтез аристотелевского учения о государстве с христианским взглядом на жизнь и предназначение человека. Для Ф.А. государство является не продуктом греха, но скорее следствием общественной природы человека. Аристотелевскую концепцию благой жизни в автаркическом полисе он рассматривает в понятиях жизни христианской и видит высшую цель государства в приближении спасения. Разделяя вслед за Аристотелем формы правления на монархию, аристократию и демократию, Ф.А. рассматривал первую как наилучшую из всех, полагая, что она в наибольшей степени воплощает единство цели и воли по сравнению с др. формами и поэтому лучше всего может служить задаче сохранения единства общества. К этому аргументу в Новое время будут обращаться все теоретики монархии. Примечательной чертой политической теории Ф.А. является разработка им концепции "государства всеобщего благоденствия". Философ видел, что функции государства не ограничиваются исключительно охраной формального порядка. Государство должно взять на себя заботу об экономической сфере общественной жизни. Оно должно контролировать торговлю, препятствовать получению несправедливых и чрезмерных доходов и, защищая справедливые цены и плату за труд, способствовать увеличению богатства своего народа. Значение политической теории Ф.А. заключается, прежде всего, в том, что, оставаясь на типично средневековой точке зрения по вопросу о различных функциях и целях государства и церкви, он с особой силой защищал идею предела государственного вмешательства, отвергал претензию законодателей преобразовывать все и вся исключительно при помощи законодательных предписаний, устанавливая контроль над духовной и частной жизнью людей.

Источник: Политический словарь на Gufo.me