Кирилл (смирнов Константин Илларионович)

(26 апреля 1863, Кронштадт, – 20 ноября 1937). В 1887 окончил Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен в священники. В 1902 пострижен в монашество. С 1904 епископ Гдовский, с 1909 – Тамбовский и Шацкий. В 1913 возведён в сан архиепископа. Будучи монархистом, никогда не одобрял погромных настроений. Большую часть времени проводил в объездах своих епархий, появлялся всегда внезапно, когда его не ждали. В проповедях проявлял хорошее знание народной жизни; пьянство, матерщина, предубеждение в народе против грамотности и школьного обучения — обычные темы его проповедей. Просвещение народа в духе Русской православной церкви было его основной жизненной целью. Его отличали твёрдая вера и светлый ум. После Февральской революции 1917 дал 4 марта телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода В.Н. Львову: "...Духовенство г. Тамбова постановило приветствовать в Вашем лице зарю новой жизни для Православной Российской Церкви, ищущей широкого простора для применения своих благодатных сил к делу религиозного просвещения народа и осуществления в его жизни заветов Христовой любви и правды, а также устроение жизни самой церкви по внутреннему смыслу и духу канонов церкви..." ("Черниговский Епархиальный Вестник", 1917, № 10-11, 18 марта, с. 181). Из "Слова", сказанного в тот же день на всенощной обедне: «...До сих пор мы жили под постоянным надзором приставленных к нам опекунов, при настойчивом напоминании извне: "не ступи сюда", "не делай, не говори этого". Теперь настало время, когда мы должны внутри самих себя находить указания, как решать и выполнять то или другое дело, с таким расчётом, чтобы не вышло из него вреда, не столько нам самим, сколько другим людям, соединённым вместе с нами в одном Государственном устройстве, не вышло бы вреда Великой Родине Нашей» (там же, с. 247-48). В "Слове", произнесённом в Тамбовском кафедральном соборе 7 марта при благодарственном молебне по случаю принятия Россией нового государственного устройства, Кирилл говорил: "...В этом Временном правительстве мы имеем нашу законную власть, ... которой обязаны повиноваться со всей искренностью, не за страх, а за совесть. Особенно тяжким несчастьем для Родины было бы, если дни начавшейся свободы омрачатся проявлением какой-либо злобы и мстительности по отношению к прошлому. Пусть в этом прошлом нашем было много, чем справедливо возмущались, но из были слов не выкинешь, прошлое это было всё-таки наше отечественное прошлое, прошлое нашей Родины... И мы, если не удержимся над глумлением над своим прошлым, то напишем такую первую страницу своей новой истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из нашей истории. Особенно кому нужно помнить ответ пред историей. Это вам, наша надежда и наша слава – дорогие воины Руси великой армии... Исполните же этот долг со всем терпением и самоотверженностью" (там же, с. 249 – 52). На Всероссийском Поместном Соборе Российской Православной Церкви (август 1917 – 1918) избран председателем отдела преподавания закона божьего и входил в состав ряда других отделов. Значился среди 25 кандидатов на должность патриарха всея Руси. На Соборе выступал сторонником патриаршества. Возглавлял делегацию Собора к А.Ф. Керенскому с требованием о восстановлении патриаршества. На Соборе избран членом Синода. В дни Октябрьского вооруженного восстания побывал в осаждённом Московском Кремле у юнкеров, выразил им поддержку. 19 марта 1918 назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказа. Но к месту назначения ему прибыть не удалось ввиду военных действий. С середины 1918 митрополит Казанский и Свияжский. В завещании патриарха Тихона был поставлен первым кандидатом на местоблюстительство, но принять эти обязанности не имел возможности. Постановлением Президиума ВЧК в августе 1920 заключён в Соловецкий монастырь; в январе 1922 амнистирован, но в августе арестован и выслан в Коми область на 2 года; в декабре 1926 арестован в Вятке, в марте 1927 выслан в Сибирь на 3 года, в 1930 ссылка продлена на 3 года; после освобождения жил в Гжатске, в 1934 арестован и сослан на 3 года в Казахстан. По постановлению "тройки" УНКВД по Южно-Казахстанской области расстрелян в 1937. Реабилитирован в 1989. Литература: Рогельсон П., Трагедия Русской церкви. 1917-1945, Париж, 1977; Валентинов А., Чёрная книга ("Штурм небес"), Париж, 1925; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965, Erlangen, Teil 4, 1986; Русские православные иерархи. Исповедники и мученики. Фотоальбом, Париж, 1986. М.Е. Голостенов.

Источник: Политический словарь на Gufo.me