Илларион (троицкий Василий Александрович)

(1866, село Липицы Серпуховского уезда Московской губернии, – 28 декабря 1929, Ленинград). Родился в семье священника. В 1910 окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. В 1913 получил степень магистра богословия и пострижен в монашество, рукоположен во иеромонахи и определён исполняющим должность доцента Московской духовной академии, затем назначен её инспектором с возведением в сан архимандрита. В декабре 1913 утверждён в звании экстраординарного профессора по Священному писанию Нового завета; доктор богословия. По воспоминаниям современников, Илларион был физически сильным человеком, высокого роста, с тонкими чертами лица, русой бородой. Привлекал внимание величавостью, строгим изяществом, своеобразной картинностью. Любимец народа, Илларион пользовался авторитетом также среди духовенства. Богослов, церковный писатель. В 1916 выпустил книгу "Грех против церкви. Думы о русской интеллигенции", в которой писал: "Русский народ воспитывался... под руководством церкви, а поэтому отпадение от церкви для русского человека и является почти наверное отпадением от России. Россия может прожить без парламента, без университетов, но Россию нельзя представить себе без церкви. Сейчас русский народ охватила болезнь... часть русской интеллигенции... отошла от церкви, вышла из-под её руководства, потеряла связь с жизнью церкви... Это отпадение от церкви произошло под влиянием Запада, давно отпавшего от церкви"; "В этом можно видеть самый вред и пагубное влияние Запада на русскую жизнь... А ведь у нас и теперь раздаются голоса о том, что мы воюем не с западноевропейской культурой, а только с прусским милитаризмом" (Петербург, стр. 5, 19). В "Богословском Вестнике" за январь 1917 в статье "Вера и Разум" утверждал: "Отделение от церкви будет иметь печальные последствия для отделившегося. От церкви отделяются только еретики и раскольники, сущность остаётся одна и та же" (т. 1, с. 9). После Февральской революции 1917 участвовал в выборах на Тульскую кафедру (июль) и ректора Московской духовной академии (сентябрь), но в обоих случаях не получил необходимого числа голосов. Член Священного Собора Православной Российской Церкви (август 1917 – 1918). На Соборе выступал как сторонник патриаршества: "Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве быть русскому сердцу? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьётся в Кремле. Но где же в Кремле? В окружном суде? Или в солдатской казарме? Нет, в Успенском соборе. Там ...бьётся русское православное сердце. Орёл петровского... самодержавия выклевал это русское православное сердце. Святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор церкви российской, от Бога данной ему властью, снова устанавливает Московского патриарха на его законном неотъемлемом месте" (см.: Регельсон Л., Трагедия русской церкви. 1917-1945, Париж, 1977, с. 31). С 1920 епископ Верейский, викарий Московской епархии. В 1923 патриарх Тихон возвёл Иллариона в звание архиепископа. Управлял делами Московской епархии. В ноябре этого года арестован и сослан на Соловки, где пробыл до 1925. В 1925-26 содержался в Ярославской тюрьме, затем вновь на Соловках. В 1929 направлен на поселение в Алма-Ату; скончался от сыпного тифа в ленинградской тюремной больнице. Литература: Русские православные иерархи. Исповедники и мученики. Альбом, Париж, 1986; ManuiI [Lemesevskij] Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965, Teil 3, Erlangen, 1984. M.E. Голостенов.

Источник: Политический словарь на Gufo.me