Ефрем (кузнецов Епифаний)

(1876 – 5 сентября 1918, Москва). Родился в Забайкалье, сирота. Окончил Иркутскую духовную семинарию (1898) на казённый кошт, Казанскую духовную академию (1903) со степенью кандидата богословия, назначен в Забайкальскую миссию, с 1904 начальник миссии. В 1907 возведён в сан протоиерея, в 1909 пострижен в монахи и возведён в сан архимандрита. Организатор борьбы с вероотступничеством и ограждения крещённых инородцев Забайкалья от ламаизма. Глава местного отделения "Союза Михаила Архангела". Известен своей миссионерской деятельностью среди корейцев, бежавших в Забайкалье после аннексии в 1904 — 05 Кореи Японией. С 1916 епископ Селенгинский. После Февральской революции 1917 Забайкальский областной комитет общественной безопасности в мае обратился в Петроградский Совет РСД с просьбой помочь "удалить на покой в монастырь, вне пределов области" Ефрема, "зарекомендовавшего себя всей своей прошлой деятельностью ярым реакционером, организатором чёрной сотни" (ЦГИА СССР, ф. 797, оп. 96, 1917, № 294, л. 17). Ефрем обратился в Забайкальский комитет с просьбой разрешить ему прибыть в Читу на определённое время и прислал подписку, что он признаёт новый государственный строй и будет поддерживать Временное правительство. Однако комитет не нашёл возможным удовлетворить его просьбу и послал комиссару Временного правительства области письмо о переводе Ефрема из Забайкалья (см.: "Всероссийский Церковно-Общественный Вестник", 1917, № 129, 22 октября). Участник Священного Собора Православной Российской Церкви (август 1917-1918) в Москве. 22 января 1918 выступил на Соборе с докладом: "...что представляют собой переживаемые события в глазах верующего? Это кара Божья, вспомните, что творилось в последние годы в жизни государства, церкви, общества... Несомненно то, что виноваты в этом целые классы людей служения общественного, государственного, церковного. Гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление всё святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок во всей наготе – вот атмосфера, в которой протекала жуткая наша жизнь, нашей Родины. И вот гнев Божий: война... Но это оказалось недостаточным, чтобы русский народ... одумался и покаялся, даже напротив... Тогда Божьим попущением – крах государственного строя и революция с её беспредельным углублением... Не будет легче церкви, когда сойдут со сцены нынешние её гонители, а ко власти вернутся те, кто эти гонения начинал, имея в своей политической программе также задачу отделения церкви от государства... пришла ли в покаяние наша интеллигенция, много столь потрудившаяся над созданием крушения нашего государственного строя и теперь являющаяся единственной и главной виновницей падения и гибели нашей Родины. Возьмём военную интеллигенцию, не она ли... в лице своих высших представителей, окружавших верховную власть, пошла на переворот, забыв присягу. И вот за это самое сейчасона стёрта с лица земли... Досели в церкви то же, что и в государстве: попрание святынь, борьба за власть, стремление свести церковь с её канонического основания, ввести в ней тоже демократические порядки, обмирщить и поставить её в ряд обычных человеческих учреждений. А сколько духовных лиц оставило своё служение святой церкви и ушло на служение революции, в комитеты, кооперативы, милицию, на политическую деятельность в ряды социалистов до большевиков включительно, не снимая, на всякий случай, священного своего сана" (см.: Введенский А.И., Церковь и государство, М., 1923, с. 161-67). 2 июня 1918 арестован ВЧК на квартире протоиерея И.И. Восторгова и 5 сентября расстрелян вместе с ним. Литература: Русские православные иерархи. Исповедники и мученики, Париж, 1986; Manuil (Lemesevskij), Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965, Teil 3, Erlangen, 1984. M.E. Голостенов.

Источник: Политический словарь на Gufo.me