Евлогий

(в миру – Георгиевский Василий Семёнович)(10 апреля 1868, г. Сомов Одоевского уезда Тульской губернии, – 8 августа 1946, Париж). Из семьи священника. Окончил духовное училище в г. Белев (1882) и Тульскую семинарию (1888) первым учеником, затем – Духовную академию в Москве (1892) магистрантом (диссертация – о Тихоне Задонском). Пострижен в монахи и рукоположен в иеромонахи (1895). Ректор Холмской семинарии (1897 – 1902), епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии (1903 – 05). С 1905 епископ Холмский и Люблинский, с 1912 архиепископ. Депутат 2 – 3-й Государственных Дум. Во 2-й Государственной Думе примкнул к группе монархистов-националистов, член аграрной комиссии, в 3-й – член ряда комиссий: законодательных предположений, вероисповеданий, старообрядцев и земельной. От депутатства в 4-й Государственной Думе отказался. Всегда поддерживал правительство. Вместе со своими друзьями Сергием (Страгородским) и Антонием (Храповицким) относился к Г.Е Распутину с презрением. С мая 1914 архиепископ Волынский и Житомирский. В 1914 – 17 не раз бывал на фронте, всё это время проживал в прифронтовой полосе. После Февральской революции 1917 «...началась против меня травля. Называли "черносотенцем", "старорежимником", – вспоминал .– По своим политическим убеждениям я был монархистом... Монархические убеждения сложились у меня органически, под влиянием ряда условий и обстоятельств моей жизни» ("Митрополит . Путь моей жизни", Париж, 1954, с. 171 – 72). 1-й свободный Епархиальный съезд Волынского духовенства 14 апреля выразил доверие ему и просил Святейший Синод оставить его на Волыни "как архипастыря любимого, уважаемого и искренне православным людям желанного" (там же, с. 287). писал об этих днях: "Февральская революция вызвала революционное брожение в епархии. Вооруженные рабочие... страшные озверевшие лица"; "...Русская жизнь разваливалась и начинался хаос" (там же, с. 291, 299). Участвовал в подготовке Священного Собора Православной Российской Церкви (открылся 15 августа). На Соборе был избран председателем отдела богослужения, проповедничества и церковного искусства (вопросы иконописи, архитектуры, пения, музыки и церковно-исторические древности). «...Бешеная агитация большевиков против "угнетателей", разгул политических страстей... вот та атмосфера, в которой мы работали» на Соборе (там же, с. 299). 13 ноября отпевал погибших в ходе Октябрьского вооруженного восстания в Москве юнкеров: Веяние духа большевистской злобы и разрушений – вот что мы почувствовали, когда в высоком душевном подъёме вышли из Успенского собора в Кремле" (там же, с. 305). 7 декабря избран членом Святейшего Синода. Оказавшись в Киеве, оккупированном Германией, 4 декабря 1918 был арестован С.В. Петлюрой вместе с Антонием, вывезен в Польшу, затем в Австрию и Румынию. По требованию стран Антанты через 9 месяцев освобождён и в сентябре 1919 вернулся в Новороссийск. Работал в Высшем Церковном Управлении в Новочеркасске, Екатеринославе. 19 января 1920 эмигрировал в Сербию. В 1921 патриарх Тихон передал приходы в Западной Европе в ведение архиепископа Волынского. обосновался в Париже; постепенно пришёл к тому, что объявил "аполитичность" церкви и провозгласил независимость и самостоятельность западноевропейской Русской православной церкви. В 1922 патриарх Тихон возвёл его в сан митрополита. организовал в Париже Богословский институт, где преподавали А.В. Карташёв, С.Н. Булгаков. Во время второй мировой войны и оккупации Франции вёл себя как русский патриот и одним из первых в 1945 получил советский паспорт. M.E. Голостенов

Источник: Политический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Евлогий — орф. Евлогий, муж. имя (Евлогиевич, Евлогиевна) Орфографический словарь Лопатина
  2. Евлогий — Я, муж. Стар. редк. Отч.: Евлогиевич, Евлогиевна. Производные: Евлоша; Лога. Происхождение: (От греч. eulogeo — хорошо говорить про кого-нибудь.) Именины: 26 февр., 18 марта, 10 мая, 7 сент. Словарь личных имен
  3. Евлогий — Евлогий арх., авт. воспом. о киевск. митрополите Филарете (Киев, 1908). {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия