Димитрий (абашидзе Давид Ильич)

(2 октября 1867, Тифлисская губерния, – декабрь 1944, Киев). Грузинский князь. В 1891 окончил Новороссийский университет (Одесса), в 1896 – Киевскую духовную академию (на 1-м курсе пострижен в монашество) со степенью кандидата богословия и рукоположен в иеромонахи. Преподавал и работал в духовных семинариях. С 1902 епископ Алавердский, с 1903 – Гурийско-Мингрельский, с 1905 – Балтский, с 1906 – Туркестанский и Ташкентский, с 1912 – Таврический и Симферопольский. Во время первой мировой войны, в 1914, рядовой священнослужитель Черноморской эскадры, в 1915 возведён в сан архиепископа Таврического и Симферопольского. Участник Священного Собора Православной Российской Церкви в Москве (август 1917 – 1918); на Соборе был избран председателем отдела по устройству православной церкви в Закавказье в связи с автокефалией Грузинской церкви, член отделов: о богослужении и храмах, о монастырях и монашестве. Из посланий Димитрия Таврической пастве в 1917: "..доблестная армия продолжает бить врага и, несомненно, сумеет разбить его, если мы с вами, оставшиеся дома, не проявим чёрной неблагодарности по отношению к нашим защитникам-воинам. Сражающаяся армия нуждается в пище, требует для себя огромного количества хлеба. ...Мы обязаны по первому зову нашего народного правительства раскрыть наши амбары, зернохранилища и свозить хлеб для армии" ("Таврический Церковно-Общественный Вестник", 1917, № 8 – 9, с. 175); "Пусть нами распоряжается народное Временное правительство; пастыри церкви пусть учат нас хранить величайшее сокровище наше – святую веру православную и посильно жить по её заветам; судьи и правители пусть судят и правят по Божьему, милостиво и справедливо по Закону; воины пусть безусловно во всём повинуются военачальникам своим, призванным и вновь назначенным над ними нынешним правительством, оберегая их как зеницу ока, не забывая, что без вождей нет воинства; купцы пусть добросовестно торгуют, не раздражая братьев своих погоней за излишними, неумеренными прибытками; землевладельцы пусть всеусердно возделывают Богом данную им землю; учащиеся пусть преуспевают в премудростях и возрасте, и в любви к Богу и человеку; матери и жёны пусть заботятся о своих семьях, сохраняют верность мужьям своим; старцы и старицы да будут примером доброй христианской жизни для молодых" (там же, с. 182). В октября оставлен при Святейшем Синоде для работы с освобождением от Таврической кафедры. После взятия штурмом красногвардейцами Московского Кремля Димитрий заявил: "Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами" ("Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви", книга 3, П., 1918, с. 181). Участвовал в делегации Собора, которая посетила Московский Военно-революционный комитет и ходатайствовала о смягчении участи борцов против установления Советской власти в Москве. В 1918 Димитрий оказался на юге России, где в мае 1919 участвовал в организации в Ставрополе Юго-Восточного. церковного Собора, который приветствовал генерала А.И. Деникина и учредил Временное Высшее церковное управление Юго-Востока России. При А.В. Врангеле Димитрий – председатель церковного управления. В 1919 эмигрировал за границу, но пробыл там недолго. С конца 20—х гг. проживал в Киеве, принял схиму под именем Антония и пребывал в затворе, старчествовал. Литература: ManuiI [Lemesevskij]. Die Russischen Orthodoxen Bisch?fe von 1893 bis 1965, Teil 3, Erlangen, 1984. M.E. Голостенов.

Источник: Политический словарь на Gufo.me