Гермоген (долганов Георгий Ефремович)

(1858 – 16 июня 1918). Сын священника Херсонской епархии. Учился в Одесской духовной семинарии; затем выдержал экзамен на аттестат зрелости при гимназии. В Новороссийском университете (Одесса) окончил полный курс юридического и математического факультетов, слушал лекции на историко-филологическом факультете с 1889. Поступил в Петербургскую духовную академию, в 1890 принял монашество, получил сан иеродиакона, в 1892 – иеромонаха. В 1893 окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии, овладел грузинским языком. С 1898 ректор этой семинарии с возведением в сан архимандрита. Член Грузино-Имеретинской Синодальной конторы, председатель епархиального училищного Совета и редактор "Духовного Вестника Грузинского Экзархата". С 1901 епископ Вольский, викарный Самарской епархии. В 1903 назначен епископом Саратовским и вызван для присутствия в Святейшем Синоде. Губернатор был вынужден задержать несколько номеров издаваемой под покровительством епископа газеты, имевшей черносотенную ориентацию. В начале 1906 в Саратове, с благословения Гермогена, была основана Монархическая партия, с его же благословения она была преобразована в местное отделение "Союза Русского Народа"; почётный член "Союза Русского Народа". Враг церковного либерализма. Друг Г.Е. Распутина. С 1911 член Святейшего Синода, в 1912 исключён из него. Поссорившись с Распутиным, Гермоген написал царю письмо, в котором объявил Распутина мошенником и развратником. Вместе с иеромонахом Илиодором (Труфановым) заманил Распутина в церковь и потребовал дать клятву, чтобы последний не переступал порога царского дворца. После отказа Распутина дать такую клятву проклял его и вместе с Илиодором попытался оскопить его. Отказался от требования Синода вернуться в Саратов, стал апеллировать к общественному мнению, писать в либеральные газеты. Был лишён епархии и отправлен в начале 1912 в монастырь (см.: "Тобольские Епархиальные Ведомости", 1918, № 18-20, с. 260). В 1915 ему был определён местопребыванием Николо-Угрешский монастырь Московской епархии. 8 марта 1917 был назначен на Тобольскую кафедру. Отношение к Февральской революции Гермоген выразил в следующих словах: «Я ни благословляю случившегося переворота, ни праздную мнимой ещё "пасхи" (вернее же мучительнейшей Голгофы) нашей многострадальной России и исстрадавшегося душой духовенства и народа, ни лобзая туманное и "бурное" лицо "революции", ни в дружбу и единение с ней не вступаю, ибо ясно ещё не знаю, что и что она есть сегодня и что она даст нашей родине, особенно же церкви Божьей завтра... А сложившуюся или "народившуюся" в "буре революции" власть Временного правительства считаю вполне естественным и необходимым – для пресечения и предупреждения безумной и губительной анархии – признавать и об этой власти и правительстве молиться, дабы они всецело служили одному лишь благу родины и церкви»; о взаимоотношении церкви и государства писал: "Если государство желает быть долговечным, благополучным, свободным, оно должно поставить себе в непреложный закон хранить и оберегать... церковь православную, её полную свободу и самоуправление" ("Тобольские Епархиальные Ведомости". 1917, № 29, 1 августа, с. 400 – 401). Участник Священного Собора Православной Российской Церкви в Москве (август 1917 – 1918). Неоднократно выступал там. 19 октября 1917 говорил: "Я был не согласен с решением Собора о том, чтобы в Предпарламенте не появлялись члены Собора. Это болезненное, противоречивое государственное учреждение, и всё же я согласился бы быть там, чтобы что-нибудь там сделать полезное для церкви и против разрухи государства. Я получил телеграмму: Союз приходов предлагает мне быть выборщиком в Учредительном Собрании и не только выборщиком, а даже каменщиком я бы согласился быть, лишь бы принести малейшую пользу в деле спасения государства от ужасов и разрухи" ("Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви", М., книга 2, с. 315). После Октябрьской революции, вернувшись в декабре в Тобольск, наладил связи с находящейся в городе царской семьёй, пересылая через прислугу письма в пакетах с чаем. Когда бывший царь был переведён в Екатеринбург, переслал ему просфору и послание патриарха Тихона (см.: Введенский А.И., Церковь и государство, М., 1923, с. 249). Однако сам Гермоген отрицал свои тайные сношения с царской семьёй: "...Я политики не касался, не касаюсь и не буду касаться. Я её презираю... Говорят о какой-то моей переписке с бывшим царским домом, но это неправда. Никакой переписки не было... Ещё раз заявляю, что моя святительская деятельность лучше всякой политики, моя политика – вера в спасение душ верующих, моя платформа – молитва" ("Тобольские Епархиальные Ведомости", 1918, №13, с. 10 – 11). В апреле 1918 организовал крестный ход по улицам города, несмотря на запрет властей. На каждом перекрёстке произносил проповеди, призывая пострадать за веру, и заявлял о своём предстоящем аресте, благословил царскую семью. 15 апреля был арестован. Незадолго до ареста Гермоген писал: "Святость храмов оскверняется, там и там сокровища церковные, жертвами верующих собранные, расхищаются; богослужения прекращаются, священнослужителей лишают жизненного обеспечения, арестовывают, изгоняют и даже избивают... Безбожные составители декрета нашли исполнителей своей воли среди наших воинов, которые, по неведению и по наущению своих руководителей, осмелились поднять руку на святыню своих предков и совершить дело, достойное божьего осуждения" (там же, № 18 – 20, с. 262 – 63). Во время обыска у него было найдено письмо императрицы Марии Фёдоровны, в котором она писала: "Владыка! Ты носишь имя святого Гермогена, который боролся за Русь: это предзнаменование. Теперь настал твой черёд спасать Родину: тебя знает вся Россия – призывай, громи, обличай!!! Да прославится имя твоё в спасении многострадальной России!" (Чертков А., Крах, М., 1968, с. 13). После ареста был направлен в Тюмень, а затем в Екатеринбург. Делегация верующих хлопотала об его освобождении, внесла залог в 100000 рублей, затем была арестована и пропала. Гермоген был отправлен на пароходе обратно в Тобольск под конвоем для суда над ним. Но так как Тобольск был уже занят белыми, Гермоген 16 июня 1918 был связан и с камнем брошен в реку Туру (по другим сведениям, Тобол) вместе с другими арестованными близ села Покровского, где и был похоронен в ограде церкви (см.: "Тобольские Епархиальные Ведомости", 1918, № 18-20, с. 139). 23 августа останки были перенесены в Тобольск и захоронены в пещере. Литература: Новые мученики России. Составил протопресвитер М. Польский, Джорданвиль, 1949; Титлинов Б.В., Церковь во время революции, Петроград, 1924; Архив русской революции, т. 26, Берлин; 1926; Manuil [Lemeesevskij] Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965, Teil 2, Eriangen, 1981. М.Е.Голостенов.

Источник: Политический словарь на Gufo.me