Андрей (в Миру – Ухтомский Александр Алексеевич, Князь)

(26 декабря 1872, село Вослома Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии, – 4 сентября 1937). Из древнего княжеского рода Рюриковичей. Родился в семье председателя уездной земской управы. Брат академика АН СССР Алексея Алексеевича Ухтомского. В 1895 окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия, принял монашество. С декабря 1913 епископ Уфимский и Мензелинский (г. Мензелинск Уфимской губернии). Выступал за свободу вероисповеданий. Сторонник кадетов. Председатель Восточно-русского культурно-просветительского общества, созданного им в Уфе в 1916. Основатель журнала при обществе — "Заволжский Летописец" (Уфа, 1916 – 18). Вёл аскетический образ жизни, был прост и доступен. Пользовался широкой популярностью. Один из немногих иерархов церкви, кто в печати выступал против Г.Е Распутина, предупреждая царя, что тот ввергнет Россию в беду. Приветствовал Февральскую революцию 1917, видя в ней возможность освобождения церкви от государственной опеки. Отказался от назначения на пост митрополита Петроградского, так как был сторонником выборности духовных лиц. 14 апреля включён в новый состав Святейшего Синода. В посвящённой Андрею статье "Епископ – демократ" Н.Н. Брешко-Брешковский (сын Е.К. Брешко-Брешковской) привёл его слова о том, что после встречи Андрея в начале мая с А.Ф. Керенским они "нашли общий язык", между ним "и министром-социалистом создались какие-то общие нити" ("Уфимский Вестник", 1917, 26 мая). По словам митрополита Евлогия, Андрей "прогремел на всю Россию своим либерализмом" (Евлогий, Путь моей жизни, Париж, 1947, с. 289). Вдохновитель первого русского церковно-приходского кооператива с "заботой о бедняках" (открыт 1 июля при уфимской вокзальной Никольской церкви). Поддерживал курс Временного правительства на продолжение войны. В начале августа опубликовал "Открытое письмо министру-председателю А.Ф. Керенскому", в котором писал, что «теперь мы переживаем... сплошное распутинство... Нужна сильнейшая власть! Но эта власть должна быть в руках людей, понимающих "религиозную психологию народа"» (слова Керенского из беседы с Андреем в мае). Андрей предлагал Керенскому идти "прямо в народ и к народу", опираться на "людей беспартийных и непременно верующих", "народность министров и любовь их к родине немедленно почувствуется народом, и Россия будет спасена!". Советовал на московском Государственном совещании создать беспартийное "Московское министерство спасения отечества", обещая, что оно получит благословение открывающегося 15 августа Всероссийского церковного Собора ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1917, № 15/16, с. 434 – 38). В сентябре высказался за прекращение всяких контактов с государственными органами Российской Республики, считая, что ими ведётся антицерковная политика. В октябре выдвинут кандидатом в члены Учредительного Собрания. В ноябре, после Октябрьского переворота, заявил: "Родина наша, весь русский народ, сбитый с толку, переживает ныне последние недели своего бытия. Кончается одна страница русской истории и начинается страшная другая..." ("Заволжский Летописец", 1917, № 22, с. 619 – 20). Это событие Андрей первое время оценивал как заговор германского Генштаба и призывал бороться с немецко-еврейским заговором, орудием которого являлся, по мнению Андрея, большевизм. На заседании правления Советов церквей Уфы 17 декабря выступил за отделение церкви от государства. 11 января 1918 на заседании Восточно-русского культурно-просветительского общества допустил (вопреки протестам присутствующих) выступление двух большевиков и вынес заключение о том, что это совершенно русские люди, честно заблуждающиеся и ведомые преступной рукой, выразил уверенность в возможности исправления большевиков. Выступил против декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви (20 января), считая, что он ограничивает воздействие православия на общество, а также против заключения Брестского мирного договора. В статье "О власти императорской и советской", опубликованной в мае (там же, 1918, № 7), высказался резко против большевиков; Советская власть, по мнению Андрея, вновь утверждала деспотизм как форму государственного управления; обвинял новую власть в том, что она направлена против народа, церкви и не способна установить порядок в стране и сохранить целостность Российского государства. 1 июля 1918, за несколько дней до оставления Советской властью Уфы, заявил, выступая в церкви, что "большевизм призывал богатых помочь бедным. И в этом он вполне прав. Единственную ошибку он допустил в том, что средством для достижения этой хорошей цели он признал насилие. Но никогда нельзя сделать добра дурными средствами. Вот и большевизм, хотя и имея хорошую цель, но принципиально признав для осуществления её дурное средство –насилие, и превратился в сплошное злое безобразие" (там же, 1918, № 9). Был членом созданного осенью 1918 Сибирского Временного Высшего церковного управления, руководил духовенством 3-й армии А.В. Колчака. После разгрома белых арестован в феврале 1920 в Новониколаевске. Осенью выступил с заявлением о лояльности к Советской власти и просьбой об освобождении, вскоре освобождён и уехал в Уфу. Неоднократно подвергался арестам и ссылке. Расстрелян по решению "тройки" Управления НКВД Ярославской области. Реабилитирован в 1989. Сочинения: Нравственный смысл современных великих событий, "Уфимские Епархиальные Ведомости", 1917, № 5 – 6; Мои воспоминания о поездке в Петроград и в армию, там же, № 7 – 8; Об уфимских большевиках, "Заволжский Летописец", 1918, № 1; Народ должен быть хозяином своего счастья, там же, №13. Литература: Зеленогорский М.Л., Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского), М., 1991. В.В. Латыпова. С.М. Исхаков.

Источник: Политический словарь на Gufo.me