Анастасий (грибановский Александр Алексеевич)

(6 августа 1873 – 9 мая 1965, Нью-Йорк, США). Родился в семье приходского священника Тамбовской епархии. Окончил духовную семинарию в Тамбове, в 1897 – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1898 пострижен в монахи. В 1901 возведён в сан архимандрита и назначен ректором Московской духовной семинарии. С 1906 епископ Серпуховский, викарный Московской епархии. Всю жизнь сочетал строгое монашеское житьё с церковно-общественной работой. Активный черносотенец. Участвовал в работе 1-го Общеземского съезда по народному образованию (1914). В 1914 назначен епископом Холмским и Люблинским, в 1915 – Кишинёвским. В 1916 возведён в сан архиепископа (Кишинёвского и Хотинского). Отличался неутомимой деятельностью. Неоднократно бывал на фронте, часто выезжал на боевые позиции, служил там панихиды и молебны, благословлял отправляющиеся в сражения войска. После Февральской революции 1917 – деятельный участник Священного Собора Православной Российской Церкви (август 1917 – 1918); был избран председателем отдела церковного имущества и редакционного отдела. Сторонник патриаршества, 14 октября решительно выступил против записки 32 противников патриаршества на Соборе: "Ужасы и убийства обыденной жизни, ужасы нравственного разложения... призывают к тому, чтобы церковь оказала и развила своё влияние. Нужен пастырь, объединяющий и благословляющий избранных на подвиг. Мы видим, что государство ныне хочет быть внеконфессионным, открыто разрывая свой союз с церковью. Об этом нужно пожалеть» Наша церковь... должна стать воинствующей церковью, она должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратьев, и иметь духовного вождя, своего будущего первоиерарха" (Введенский А.И., Государство и церковь. 1918 – 22, М., 1923, с. 103). На Соборе был избран председателем комиссии по выработке порядка избрания патриарха и его настолования. Выступал на Соборе неоднократно. Из высказываний Анастасия в 1917: 19 апреля – "Лозунги, выдвинутые современным демократическим движением, не новы для христианства. Равенство, Братство и Свобода истинно даны христианством. Если эти начала не проводились иногда в жизнь, то вина падает на отдельных лиц, а не на церковь" (Чрезвычайное епархиальное собрание духовенства и мирян Кишинёвской епархии, состоявшееся в Кишинёве 19 – 24 апреля 1917 г.", Кишинёв, 1917, с. 3); 21 ноября – "Кто из нас без содрогания сердца может взирать на это разрушение Кремля, нашего священного Сиона, знаменующего собой не только разорение всего нашего отеческого града, но и помрачение русской православной совести? Сами камни вопиют ныне о растлении народного духа. Этот обезображенный Чудов монастырь, удел святого Алексия; эта мерзость запустения, водворившаяся на месте святы в патриаршей ризнице; этот древний Успенский собор, пронзённый орудием в самую главу, что это иное, как не символ России, окровавленной, поруганной, растерзанной руками её собственных сыновей. К этой-то сметённой, истекающей кровью православной Руси исходит ныне Святейший патриарх, чтобы принять её в своё духовное водительство" ("Русская православная церковь за границей. 1918 – 1968", т. 1, Нью-Йорк, 1969, с. 279 – 80). На Соборе был избран членом Святейшего Синода и Высшего Церковного Совета (7 декабря 1917). В Бессарабию не вернулся, отказавшись войти в состав румынской церкви. В 1919 выехал в Константинополь для управления русскими православными общинами. Поддерживал тесные связи с бароном П.Н. Врангелем и генералом А.П. Кутеповым. 24 апреля 1922 избран председателем Русского комитета в Турции. На Западе возглавил группу, поддерживавшую митрополита Антония (Храповицкого). С 1924 наблюдал в Палестине за деятельностью Русской Духовной Миссии, в 1935 возведён митрополитом Антонием в сан митрополита. С 1936 председатель Архиерейского Собора и Синода в Мюнхене, распространившего своё влияние на приходы как в Западной Европе, так и в Америке. Непримиримый противник Советской власти. В годы второй мировой войны сотрудничал с А. Гитлером, поддержал генерала А.А. Власова. В 1951 переехал в США (Нью-Йорк). Председатель Соборов в 1953, 1956, 1959, 1962 и 1964; глава Северо-Американской епархии. В 1964 ушёл на покой. Литература: Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской церковной иерархии на 1917 г., Петроград, 1917; ManuiI [Lemesevskijl Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965, Teil 1, Erlangen.1979. M.E. Голостенов.

Источник: Политический словарь на Gufo.me